Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО И НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17

Полный текст:

Аннотация

Перманентность ситуаций неопределенности в структуре образовательных процессов, хаотичные устремления обучаемых и другие порождающие дезорганизацию факторы актуализируют необходимость построения открытой, нелинейной системы высшего образования. Все эти явления невозможно объяснить, а еще сложнее адекватно управлять образовательным процессом, ограничиваясь только классической педагогикой и использованием ее понятий. Требуется новый понятийный аппарат, выполняющий роль инструмента по моделированию и проектированию согласованного взаимодействия субъектов образования. Таковым, по мнению автора, может стать понятийный аппарат синергетики, который к настоящему времени в целом оформился. В статье уточняются вошедшие в него категории, среди которых основной выступает самоорганизация. Под ней понимается процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих ее самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению.

В публикации представлены результаты исследования педагогического содержания основных понятий синергетики. Проведен сравнительный анализ сущности и структуры традиционного (линейного) и нелинейного образовательного процесса в вузе, рассмотрены такие его компоненты, как цели, содержание, формы, методы организации, средства обучения, характер и содержание деятельности преподавателей и студентов.

Автор надеется, что эта работа внесет свой скромный вклад в построение модели образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям. 

Об авторе

Л. И. Васильев
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа
Россия

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогики 



Список литературы

1. Асадуллин Р. М. Подготовка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 5–8.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

3. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Понятие геометрии фракталов как объектов педагогики и теории научного познания // Образование и наука. 2009. № 4. С. 6–22.

4. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.

5. Севостьянов Д. А. Реализация инверсивных отношений в инновационном образовании // Философия образования. 2003. № 6. С. 4–11.

6. Севостьянов Д. А., Чернова Е. Ю. Инверсии учебных целей образовании // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 4–11.

7. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Новорсибирск: НГТУ, 2001. 74 с.

8. Урманцев Н. М. Cамоорганизация и свобода: моногр. Уфа: БГПУ, 2005, 196 с.


Для цитирования:


Васильев Л.И. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО И НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ. Образование и наука. 2013;(7):4-17. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17

For citation:


Vasilyev L.I. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF TRADITIONAL AND NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER SCHOOL. The Education and science journal. 2013;(7):4-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17

Просмотров: 735


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)