СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО И НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17
Аннотация
Перманентность ситуаций неопределенности в структуре образовательных процессов, хаотичные устремления обучаемых и другие порождающие дезорганизацию факторы актуализируют необходимость построения открытой, нелинейной системы высшего образования. Все эти явления невозможно объяснить, а еще сложнее адекватно управлять образовательным процессом, ограничиваясь только классической педагогикой и использованием ее понятий. Требуется новый понятийный аппарат, выполняющий роль инструмента по моделированию и проектированию согласованного взаимодействия субъектов образования. Таковым, по мнению автора, может стать понятийный аппарат синергетики, который к настоящему времени в целом оформился. В статье уточняются вошедшие в него категории, среди которых основной выступает самоорганизация. Под ней понимается процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих ее самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению.
В публикации представлены результаты исследования педагогического содержания основных понятий синергетики. Проведен сравнительный анализ сущности и структуры традиционного (линейного) и нелинейного образовательного процесса в вузе, рассмотрены такие его компоненты, как цели, содержание, формы, методы организации, средства обучения, характер и содержание деятельности преподавателей и студентов.
Автор надеется, что эта работа внесет свой скромный вклад в построение модели образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям.
Об авторе
Л. И. ВасильевРоссия
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогики
Список литературы
1. Асадуллин Р. М. Подготовка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 5–8.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
3. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Понятие геометрии фракталов как объектов педагогики и теории научного познания // Образование и наука. 2009. № 4. С. 6–22.
4. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
5. Севостьянов Д. А. Реализация инверсивных отношений в инновационном образовании // Философия образования. 2003. № 6. С. 4–11.
6. Севостьянов Д. А., Чернова Е. Ю. Инверсии учебных целей образовании // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 4–11.
7. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Новорсибирск: НГТУ, 2001. 74 с.
8. Урманцев Н. М. Cамоорганизация и свобода: моногр. Уфа: БГПУ, 2005, 196 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васильев Л.И. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО И НЕЛИНЕЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ. Образование и наука. 2013;(7):4-17. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17
For citation:
Vasilyev L.I. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF TRADITIONAL AND NONLINEAR EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER SCHOOL. The Education and science journal. 2013;(7):4-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-4-17