ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО- СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-3-16
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и ограничения использования системно-синергетического подхода в педагогических исследованиях. Выделяется два наиболее важных аспекта проблемы: адаптация идей синергетики как новой познавательной модели в содержании образования и приложение ее математического аппарата к исследованию учебно-воспитательного процесса и управлению им. Отмечается, что использование системно-синергетического подхода не должно сводиться к простой перефразировке педагогических понятий. Его применение в педагогике будет оправданным, если он станет действенным инструментом познания педагогических явлений, поможет в анализе, оценке
и преобразовании педагогического процесса. В результате адаптации его идей должно быть дано более глубокое толкование педагогических понятий, разработаны новые модели содержания образования, обнаружены пока еще скрытые закономерности учебно-воспитательного процесса, сделаны подвижки в решении таких насущных проблем как моделирование образовательных систем, прогнозирование их развития и управление ими. Автор замечает, что, рассматривая адаптацию идей синергетики как инновационное направление научно-педагогических исследований, нельзя отбрасывать того позитивного, что было выявлено до нее с использованием классической диалектики. Это две взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга формы постижения законов и закономерностей образовательного процесса
Об авторе
В. А. ИгнатоваРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры моделирования физических процессов Тюменского государственного университета, Тюмень
Список литературы
1. Аршинов В. И. Философия образования и синергетика: как синергетика может способствовать становлению новой модели образования // Материалы Московского синергетического форума. М: РАГС, 1996. С. 24–27.
2. Богуславский М. В. Синергетика и педагогика // Мagister. 1995. № 2. С. 89–95.
3. Бранский В. П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 112–129.
4. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1971. 183 с.
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2012. 208 с.
6. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень: ТюмГУ, 2008. 150 с.
7. Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105–109.
8. Игнатова В. А. Адаптация идей и познавательных моделей постнеклассической науки в содержании общего школьного образования как одно из направлений его экологизации // Наука и школа. 2006. № 1. С. 13–16.
9. Игнатова В. А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования // Образование и наука. 2013. № 2. С. 3–17.
10. Курдюмов С. П., Князева Е. Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // Синергетика и учебный процесс. М.: РАГС, 1999. С. 8–18.
11. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. 293 с.
12. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань, 1993. 151 с.
Рецензия
Для цитирования:
Игнатова В.А. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНО- СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ. Образование и наука. 2013;1(10):3-16. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-3-16
For citation:
Ignatova V.A. The Problem of Implementing the Systematic Synergetic Approach in Pedagogy. The Education and science journal. 2013;1(10):3-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-3-16