Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Демократизация системы образования через партисипаторные практики в школах и университетах США

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-99-121

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье анализируется современный образовательный подход в сфере обществоведения и практических финансов, демократизации системы принятия решений в учреждениях образования через активное вовлечение учащихся на примере школ и университетов США. В основе такого подхода лежит инициативное, или партисипаторное, бюджетирование - то есть вовлечение самих учащихся в распределение части бюджета школы или вуза. Эта партисипаторная практика преследует с одной стороны образовательные цели, а с другой стороны административные, поскольку помогает улучшить качество управления учреждением образования через вовлечение учащихся в принятие ключевых решений. Учёт мнений конечных бенефициаров работы системы образования в лице самих учащихся помогает повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Цель. Выявление и методологическое описание партисипаторных методик на примере реальных кейсов, которые могут интегрировать обучение теоретическим знаниям в сфере гражданского общества и формирование практических навыков в этой сфере.

Методология и методики исследования. В работе были использованы кабинетный метод анализа первичных и вторичных источников (сайты учреждений образования, академические публикации, статьи в СМИ) и полевой социологический метод экспертных интервью. В ходе исследования были проведены экспертные интервью с учащимися, представителями ряда школ и университетов, преподавателями, гражданскими активистами, сотрудниками администраций учреждений образования, а также экспертами Participatory Budgeting Project, ведущей консалтинговой организации в Северной Америке в исследуемой сфере.

Результаты. Результаты исследования раскрывают несколько партисипаторных методик вовлечения учащихся в распределение бюджетных средств школ и университетов, которые применяются в образовательных учреждениях Нью-Йорка и Аризоны. Выявленные и описанные технологии участия способствуют формированию у учащихся знаний по социально-экономическим дисциплинам, практическим финансам и граждановедению, навыков проектного менеджмента, а также повышению гражданской активности.

Научная новизна. Исследование позволило расширить представления о путях совершенствования преподавания социально-экономических дисциплин и формирования активной гражданской позиции учащихся через проектную деятельность по вовлечению в расходование части бюджета учебного заведения. Выявлен метод повышения эффективности образовательных учреждений через демократические практики.

Практическая значимость. Выявленный подход может быть применен в российских образовательных организациях.

Об авторах

Н. В. Гаврилова
Высшая школа экономики
Россия

Гаврилова Надежда Владимировна, PhD in Science of Communication, ведущий эксперт Высшей школы экономики

Москва



Д. Шугуренский
Аризонский государственный университет
Соединённые Штаты Америки

Шугуренский Даниил, PhD in Educational Policy Studies, профессор Школы публичной политики и социальной трансформации

Финикс



Список литературы

1. Reichert F., Torney-Purta J. A cross-national comparison of teachers’ beliefs about the aims of civic education in 12 countries: A person-centered analysis. Teaching and Teacher Education. 2019; 77: 112-125. DOI: 10.1016/j.tate.2018.09.005

2. Ruget V. The renewal of civic education in France and in America: Comparative perspectives. The Social Science Journal. 2006; 43 (1): 19-43. DOI: 10.1016/j.soscij.2005.12.002

3. Voskresenskaya N. M. Basic approaches to civic education in Russia and abroad. In: Voskresenskaya N. M., Shekhter S. (eds.). Grazhdanskoe obrazovanie: soderzhanie i aktivnye metody obucheniya = Civic education: Contents and active methods of education. Moscow; 2005. p. 184. (In Russ.)

4. Becerik Yoldaş O. Civic education and learning democracy: Their importance for political participation of young people. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; 174: 544-549. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.703

5. Blasko Z., Dinis da Costa P., Toscano E. Non-cognitive civic outcomes: How can education contribute? European evidence from the ICCS 2016 study. International Journal of Educational Research. 2019; 98: 366-378. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.07.005

6. Muraenko E. D. “Citizenship” and “Religious Education” in the system of secondary education in Great Britain. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of Modern Education [Internet]. 2016 [cited 2021 Feb 20]; 4: 134-139. Available from: http://pmedu.ru/images/pso2016-3/pso16-4/134-139.pdf (In Russ.)

7. Crick B. The presuppositions of citizenship education. Journal of Philosophy of Education. 1999; 33 (3): 337-352. DOI: 10.1111/1467-9752.00141

8. Aksenova E. A. About the civic education system for schoolchildren in Australia. Shkol’nye tekhnologii = School Technologies. 2012; 2: 109-114. (In Russ.)

9. Mellor S., Kennedy K. J. Australian students’ democratic values and attitudes towards participation: Indicators from the IEA civic education study. International Journal of Educational Research. 2003; 39 (6): 525-537. DOI: 10.1016/j.ijer.2004.07.002

10. Siegel-Stechler K. Is civics enough? High school civics education and young adult voter turnout. The Journal of Social Studies Research. 2019; 43 (3): 241-253. DOI:10.1016/j.jssr.2018.09.006

11. Le Compte K., Blevins B., Riggers-Piehl T. Developing civic competence through action civics: A longitudinal look at the data. The Journal of Social Studies Research. 2020; 44 (1): 127-137. DOI: 10.1016/j.jssr.2019.03.002

12. Berkowitz R., Moore H., Astor R. A., Benbenishty R. A. A research synthesis of the associations between socioeconomic background, inequality, school climate, and academic achievement. Review of Educational Research. 2016; 30 (2): 5-26. DOI: 10.3102/0034654316669821

13. Cohen M., Schugurensky D., Wiek A. Citizenship Education through Participatory Budgeting: The Case of Bioscience High School in Phoenix, Arizona. Curriculum and Teaching. 2015; 30 (2): 5-26. DOI: 10.7459/ct/30.2.02

14. Baiocchi G., Lerner J. Could participatory budgeting work in the United States? The Good Society. 2006; 16 (1): 8-13. DOI: 10.1353/gso.0.0009

15. Barth M., Godemann J., Rieckmann M., Stoltenberg U. Developing key competencies for sustainable development in higher education. International Journal of Sustainability in HigherEducation. 2007; 8 (4): 416-430. DOI:10.7459/ct/30.2.02

16. Deakin C. R., Coates M., Taylor M., Ritchie S. A systematic review of the impact of citizenship education on the provision of schooling [Internet]. London. EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education; 2004 [cited 2021 Feb 20]. p. 89. Available from:https://eppi.ioe.ac.uk/cms/Portals/0/PDF%20reviews%20and%20summaries/cit_rv1.pdf

17. Livingstone A., Celemencki J., Calixte M. Youth participatory action research and school improvement: The missing voices of black youth in Montreal. Canadian Journal of Education [Internet]. 2014 [cited 2021 Feb 20]; 37 (1): 283-307. Available from: www.jstor.org/stable/canajeducrevucan.37.1.283

18. Gilman H. R. Engaging citizens: Participatory budgeting and the inclusive governance movement within the United States [Internet]. Cambridge, MA. Harvard Kennedy School; 2016 [cited 2021 Feb 20]. p. 22. Available from: https://ash.harvard.edu/files/ash/files/participatory-budgeting-paper.pdf?m=1455295224

19. Afonso W. B. Citizens engaging government: Participatory budgeting in Greensboro, North Carolina. Public Administration Quarterly [Internet]. 2017 [cited 2021 Feb 20]; 41 (1): 7-42. Available from: https://www.jstor.org/stable/26383382

20. Jenlink P. M., Jenlink K. E. Creating democratic learning communities: Transformative work as spatial practice. Theory Into Practice. 2008; 47 (4): 311-317. DOI: 10.1080/00405840802329300

21. Keating A., Kerr D., Benton T., Mundy E., Lopes J. Citizenship education in England 2001-2010: Young people’s practices and prospects for the future. In: The eighth and final report from the Citizenship Education Longitudinal Study (CELS) [Internet]. 2010 [cited 2021 Feb 20]. p. 90. from: Available from: https://assets.publishing.service.gov.uk/govemment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/181797/DFE-RR059.pdf

22. Lang A. Citizen learning in state-sponsored institutions: Accounting for variation in the British Columbia and Ontario Citizens’ Assemblies on Electoral Reform. In: Pinnington E., Schugurensky D. (eds.). Learning citizenship by practicing democracy: International initiatives and perspectives. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing; 2010. p. 168-203.

23. Levine P. The civic mission of schools: Chief findings and next steps. Knowledge Quest [Internet]. 2006 [cited 2021 Feb 20]; 34 (4): 18-21. Available from: www.civxnow.org/static/media/2003%20Civic%20Mission%20of%20Schools.9357eed9.pdf

24. Lopes J., Benton T., Cleaver E. Young people’s intended civic and political participation: Does education matter? Journal of Youth Studies. 2009; 12 (1): 1-20. DOI: 10.1080/13676260802191920

25. McCowan T. Rethinking citizenship education: A curriculum for participatory democracy [Internet]. London: Bloomsbury Publishing; 2011 [cited 2021 Feb 20]. 232 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/281150667_Rethinking_Citizenship_Education_A_Curriculum_for_Participatory_Democracy

26. McIntosh H., Munoz M. A. Predicting civic engagement in urban high school students. Journal of Research in Character Education [Internet]. 2009 [cited 2021 Feb 20]; 7 (1): 41-62. Available from: https://www.semantLcscholar.org/paper/Predicting-Civic-Engagement-in-Urban-High-School-McIntosh-Mu%C3%B1oz/749ac0cb0c814b6af87b608a2e4a2ab702d3df1d

27. Ostrander S. A. Democracy, civic participation, and the university: A comparative study of civic engagement on five campuses. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2004; 33 (1): 74-93. DOI: 10.1177/0899764003260588

28. Palmer D. L., Standerfer C. Employing civic participation in college teaching designs. College Teaching. 2004; 52 (4): 122-127. DOI: 10.3200/CTCH.52.4.122-127

29. Pasek J., Feldman L., Romer D., Jamieson K. Schools as incubators of democratic participation: Building long-term political efficacy with civic education. Applied Developmental Science. 2008; 12(1): 236-237. DOI: 10.1080/10888690801910526

30. Schugurensky D. The tango of citizenship learning and participatory democracy. In: Mundel K., Schugurensky D. (eds.). Lifelong citizenship learning, participatory democracy and social change [Internet]. Toronto: Transformative Learning Center, OISE/UT; 2004 [cited 2021 Feb 20]. p. 326-334. Available from: www.researchgate.net/publication/252391396_The_Tango_of_Citizenship_Learning_and_Participatory_Democracy

31. Schugurensky D. This is our school of citizenship: Informal learning in local democracy. In: Bekerman Z., Burbules N. C., Keller D. S. (eds.). Learning in places: The informal education reader [Internet]. New York: Peter Lang AG; 2006 [cited 2021 Feb 20]. p. 163-182. Available from: https://experts.illinois.edu/en/publications/learning-in-places-the-informal-education-reader

32. Tranter P., Malone K. Out of bounds: Insights from children to support a cultural shift towards sustainable and child-friendly cities. Encounter: Education for Meaning and Social Justice [Internet]. 2008 [cited 2021 Feb 20]; 21 (4): 1-7. Available from: https://apo.org.au/sites/default/files/resource-files/apo-nid309600.pdf


Для цитирования:


Гаврилова Н.В., Шугуренский Д. Демократизация системы образования через партисипаторные практики в школах и университетах США. Образование и наука. 2021;23(7):99-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-99-121

For citation:


Gavrilova N.V., Schugurensky D. Democratisation of educational systems through participatory approaches in US schools and universities. The Education and science journal. 2021;23(7):99-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-99-121

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)