Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Привязанность к матери как предиктор психологического благополучия в младшем школьном возрасте

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-122-146

Полный текст:

Аннотация

Введение. Привязанность рассматривается как основа для анализа индивидуальных вариаций адаптации на протяжении всей жизни. Психологическое благополучие как ключевой показатель гармонии индивида с внешней средой объединяет различные аспекты жизни ребенка. Оценка психологического благополучия может быть основана на трех индикаторах: выраженности общей удовлетворенности жизнью; оценки качества жизни; уровня проблем экстернального и интернального спектра.

Цель. Настоящее исследование посвящено изучению влияния характеристик привязанности к матери на психологическое благополучие детей младшего школьного возраста.

Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили основные положения теории привязанности (J. Bowlby, M. Ainsworth). Определение характеристик привязанности проводилось с использованием методики Опросник оценки типов привязанности к матери (Пупырева, 2007). Оценка психологического благополучия проведена с помощью методик «Шкала измерения удовлетворенности жизни школьников» (Toporkova, Slobodskaya et al., 2015), Pediatric Quality of Life Inventory и «Сильные стороны и трудности» (Goodman, Slobodskaya, Knyazev, 2005). В исследовании приняли участие 178 детей младшего школьного возраста (из них 85 мальчиков) в возрасте от 10 до 11 лет (Мвозр = 10,2).

Результаты. Анализ результатов позволил установить, что ненадежная привязанность у детей снижает удовлетворенность жизнью, способствует поведенческим нарушениям и психоэмоциональным реакциям, сказывается на ограничении социальных контактов и качестве жизни. С помощью регрессионного анализа было установлено, что различается качество связи показателей привязанности и психологического благополучия в зависимости от степени надежности привязанности. Показано, что чуткость и внимательность матери представляет собой безусловный предиктор удовлетворенности жизнью, физического и социального благополучия, качества жизни в младшем школьном возрасте независимо от типа привязанности к матери. Отсутствие близости с матерью выступает предиктором нарушений физического, эмоционального и социального функционирования, низкого качества жизни у ненадежно привязанных детей младшегошкольного возраста.

Научная новизна. Определена специфика психологического благополучия младших школьников с разными типами привязанности к матери. Впервые показано, что характеристики привязанность выступают предикторами удовлетворенности жизнью, качества жизни и психического здоровья младших школьников.

Практическая значимость. Выявленные разные регрессионные модели для описания психологического благополучия на основе показателей привязанности к матери, указывают на возможность психологической коррекции психологического благополучия с опорой на характеристики привязанности.

Об авторах

Е. В. Куфтяк
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский институт психоанализа
Россия

Куфтяк Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, заведующий кафедрой возрастной и семейной психологии

Москва



О. В. Магденко
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Магденко Ольга Владиславовна, кандидат психологических наук, преподаватель

Новосибирск



Ю. А. Задорова
Костромской государственный университет
Россия

Задорова Юлия Александровна, соискатель кафедры общей и социальной психологии

Кострома



Список литературы

1. Cassidy J., Shaver P. R. Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. New York, NY: Guilford, 2008. 925 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/327168612_HANDBOOK_OF_ATTACHMENT_THIRD_EDITION_THEORY_RESEARCH_AND_CLINICAL_APPLrcATIONS_JudeCassidy_and_Phillip_RShaver_Eds_New_York_Guilford_Press_2016_1068_pp_ISBN_978-1-4625-2529-4_Book_Review (date of access: 11.11.2020).

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. 2-е изд. Москва: Канон+, 2016. 270 с.

3. Mikulincer M., Shaver P. R. Enhancing the «Broaden and Build» Cycle of Attachment Security in Adulthood: From the Laboratory to Relational Contexts and Societal Systems // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17, № 6. P. 2054. DOI: 10.3390/ijerph17062054

4. Дианова Е. С. Исследования роли привязанности в жизни человека. Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 88-96. DOI: 10.17759/jmfp.2019080409

5. Bowlby J. Attachment and loss, volume 3: Loss: Sadness and depression. New York: Basic Books, 1980. 472 p.

6. Bowlby J. Attachment and loss, volume 2: Separation: Anxiety and anger. London: Hogarth Press and The Institute of Psycho-Analysis, 1973. 429 p.

7. Симоненко И. А. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. Курск: КГМУ, 2014. 242 с.

8. Асламазова Л. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е. А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 47-58. DOI: 10.31857/S020595920002249-9.

9. Dobbs J., Arnold D. Relationship between preschool teachers’ reports of children’s behaviour and their behaviour toward those children // School Psychology Quarterly. 2009. V. 24. N 2. P. 95-105. DOI: 10.1037/a0016157

10. Mikulincer M., Shaver P. R. Attachment orientations and emotion regulation // Current Opinion in Psychology. 2019. Vol. 25. P. 6-10. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.02.006

11. Gross J. T., Stern J. A., Brett B. E., Cassidy J. The multifaceted nature of prosocial behavior in children: Links with attachment theory and research // Social Development. 2017. Vol. 26, № 4. P. 661-678. DOI: 2443/10.1111/sode.12242

12. Плешкова Н. Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 396-408. DOI:10.21638/11701/spbu16.2018.407

13. King R. B., Ganotice F. A. The social underpinnings of motivation and achievement: Investigating the role of parents, teachers, and peers on academic outcomes // The Asia-Pacific Education Researcher. 2013. Vol. 23. P. 745-756. DOI: 10.1007/s40299-013-0148-z

14. Gorrese A., Ruggieri R. Peer attachment: A meta-analytic review of gender and age differences and associations with parent attachment // Journal of Youth and Adolescence. 2012. Vol. 41, № 5. P. 650-672. DOI: 2443/10.1007/s10964-012-9759-6

15. Al-Yagon M. Maternal emotional resources and socio-emotional well-being of children with and without learning disabilities // Family Relations. 2010. Vol. 59. P. 152-169. DOI: 10.1111/j.1741-3729.2010.00592.x

16. Imran S., MacBeth A., Quayle E., Chan S. W. Y. Secondary attachment and mental health in Pakistani and Scottish adolescents: A moderated mediation model // Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 2021. Vol. 94. P. 339-358 e12280. DOI: 10.1111/papt.12280

17. Куфтяк Е. В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот [Электрон. ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2012. № 3. С. 209-212. Режим доступа: https:// www.elibrary.m/item.asp?id=18943004 (дата обращения 11.11.2020).

18. Gross J. T., Stern J. A., Brett B. E., Cassidy J. The multifaceted nature of prosocial behavior in children: Links with attachment theory and research // Social Development. 2017. Vol. 26, № 4. P. 661-678. DOI: 2443/10.1111/sode.12242

19. Логинова С. В. Обзор исследований психологического благополучия детей [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3. С. 283-286. Режим доступа: https://elibrary.m/item.asp?id=29372044 (дата обращения 11.11.2020).

20. Умняшова И. Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 94­-105. DOI: 10.17759/bppe.2019160306

21. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 68-76. DOI: 10.17759/pse.2017220606

22. Parkes А., Sweeting H., Wight D. What shapes 7-year-olds’ subjective well-being? Prospective analysis of early childhood and parenting using the Growing Up in Scotland study // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2016. Vol. 51. P. 1417-1428. DOI: 10.1007/s00127-016-1246-z

23. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114-120. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/66602/pno_2013_6_vodyakha.pdf (дата обращения 11.11.2020).

24. Buehler C. Family Processes and Children’s and Adolescents’ Well-Being // Journal of Marriage and Family. 2020. Vol. 82, № 1. P. 145-174. DOI: 10.1111/jomf.12637

25. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии [Электрон. ресурс] // Вопросы современной педиатрии. 2005. Т. 4. № 2. С. 7-12. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18023986 (дата обращения 11.11.2020).

26. Afifi Т. О., Enns M. W., Cox B. J., de Graaf R., ten Have M., Sareen J. Child abuse and health-related quality of life in adulthood // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2007. Vol. 195. N 10. P. 797-804. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/298739431_Child_abuse_and_physical_health_in_adulthood (дата обращения 11.11.2020).

27. Строзенко Л. А., Гордеев В. В., Лобанов Ю. Ф., Винярская И. В. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья подростков [Электрон. ресурс] // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 51-54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18804270 (дата обращения 11.11.2020).

28. Соколова М. И., Суворова А. В., Паренкова И. А. Качество жизни подростков из социально неблагополучных семей [Электрон. ресурс] // Российский педиатрический журнал. 2014. № 3. С. 41-44. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21905237 (дата обращения 11.11.2020).

29. Muhamedrahimov R. J., Agarkova V. V., Vershnina E. A., Palmov O. I., Nikiforova N. V., McCall R. B., Groark C. J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal. 2014. Vol. 35, № 2. P. 111-122. DOI: 10.1002/imhj.21435

30. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. Москва: ТриадаХ, 2008. 405 с.

31. Куфтяк Е. В., Задорова Ю. А. Привязанность дошкольников к матери и ее влияние на психическое здоровье // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 169-185. DOI: 10.17759/cpse.2020090109

32. Toporkova I. V., Slobodskaya H. R., Petrenko E. N., Loginova S. V., Kornienko O. S. Development of scales for assessing well-being of preschool and primary school children // Poster presented at the 13th European Conference on Psychological Assessment. Zurich, Switzerland, 2015.

33. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child & adolescent psychiatry. 2005. Vol. 14. №. 1. P. 28-33. DOI: 10.1007/s00787-005-0420-8

34. Баранов А. А. Изучение качества жизни в педиатрии. Москва: «ПедиатрЪ», 2010. 242 с.

35. Кремер Н. Ш. Теория вероятности и математическая статистика. 2-е изд. Москва: Юнити-Дана, 2012. 573 с.

36. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 2. С. 27 - 42. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/1996/n2/Tsukerman.shtml (дата обращения 11.11.2020).


Для цитирования:


Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Задорова Ю.А. Привязанность к матери как предиктор психологического благополучия в младшем школьном возрасте. Образование и наука. 2021;23(7):122-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-122-146

For citation:


Kuftyak E.V., Magdenko O.V., Zadorova Yu.A. Child’s attachment to mother as a predictor of psychological well-being in primary school age. The Education and science journal. 2021;23(7):122-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-122-146

Просмотров: 228


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)