Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-91-104

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена аспектам научно-образовательного сотрудничества России и Китая, которое насчитывает не один десяток лет. Показано, что в последние двадцать лет общее российско-китайское образовательное пространство развивается особенно интенсивно, в первую очередь благодаря поддержке национальных лидеров двух государств, о чем свидетельствует заключение целого ряда важных международных соглашений в научно-технической, образовательной и культурной областях. Совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприя-
тия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали – вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия РФ и КНР. В ходе исследования вопросов партнерства национальных образовательных систем государств-соседей автором использовались общенаучные методы логического познания, анализа и синтеза, а также статистические методы: группировка, выборка, сравнение и обобщение. В публикации приводятся данные о динамике численности китайских граждан, обучавшихся в вузах России начиная с 1950 г. и заканчивая 2013 г.,
и россиян, получивших образование в вузах Китая в последние тринадцать лет. Сообщается, что, согласно прогнозам, к 2020 г. количество китайских студентов в высшей школе РФ увеличится до 40 тыс. человек, а российских студентов в университетах КНР – до 30 тыс. Описаны содержание и перспективы работы регулярно собирающихся с 1993 г. форумов ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. Демонстрируется, как взаимообогащаются культуры обеих стран во время проведения таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в России», «Год русского языка в Китае». Укрепление российско-китайского партнерства в области образования на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и качества знаний, все более возрастающей роли информации в современных развитых обществах является стратегически значимым для экономической стабильности и устойчивого развития стран в ближайшем и отдаленном будущем. Формы международной научно-просветительско-образовательной совместной деятельности Китая и России становятся все более разнообразными и массовыми. Однако потенциал развития дружеских отношений двух государств в сферах образования и культуры далеко не исчерпан. Требуется поиск дополнительных возможностей для дальнейшего совершенствования механизмов интеллектуального взаимообмена и повышения его эффективности.

Об авторе

Лю Цзея

Китай

кандидат экономических наук, старший преподаватель Шаньдунского университета путей сообщения, Цзинань
(Китай)



Список литературы

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и плановый период 2013 и 2015 годов [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.fms.gov.ru/about/statistics/plans/details/59631/7/ (дата обращения: 14.06.2013).

2. Китай придает большое значение работе по направлению студентов в Россию [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// russian.china.org.cn/china/txt/2013–09/18/content_30070823.htm (дата обращения: 14.06.2013).

3. «Ключевой год» в обучении в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013– 04/22/content_28619702.htm (дата обращения: 12.06.2013).

4. Лузянин С. Г. Российско-китайское стратегическое партнерство в XXI веке. М.: МЭМО, 2005.

5. Международные соглашения о сотрудничестве. Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России. М., 2009.

6. Официальные мероприятия. Год русского языка в Китае [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31857/ 96775/96783/index.html (дата обращения: 14.11.2013).

7. План основных мероприятий по проведению Года китайского языка в России в 2010 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.waytochina.org/education/yearRussia/events/ (дата об-ращения: 14.11.2013).

8. Справка о сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/news/events/ kitai/cpravka/ (дата обращения: 20.06.2013).

9. Цзян Сяоянь. Социальное партнерство предприятий и учебных заведений в подготовке кадров: опыт Китая // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 111–114.

10. Х Форум ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://inform.nstu.ru/journal/vypusk_10_225_31_oktyabrya_2012_g/ international_activities/x_forum_rektorov_vuzov_dalnego_vostoka_i_sibiri_rossii_i_severo_vostochnykh_regionov_kitaya_kitaya.html (дата обращения: 25.06.2013).

11. Ministry of Education of the People’s Republic of China [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s5987/201202/131117.html (дата обращения: 12.11.2013).


Для цитирования:


Цзея Л. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;1(10):91-104. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-91-104

For citation:


Tseya L. The Strategic Partnership between Russia and China in Educational Sphere. The Education and science journal. 2013;1(10):91-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-91-104

Просмотров: 1362


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)