Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-37-60
Аннотация
Researcher ID ABG-1736-2020; Пермь, Россия. E-mail: ehenner@psu.ru
Аннотация. Введение. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников и связанного с ним выбора профессионального образования является актуальной проблемой современной школы. В работе исследуется возможность педагогического сопровождения указанного процесса на примере формирования представлений об ИТ-образовании и ИТ-профессиях на уровне, достаточном для их осознанного выбора. Обсуждаемые средства – школьный курс информатики и, в более широком контексте, направляемое учителем неформальное образование в данной сфере.
Цель данного исследования – анализ факторов, влияющих на осознанный выбор выпускниками полной средней школы ИТ-профессий и видов профессионального ИТ-образования, и возможностей педагогического сопровождения формирования указанного выбора средствами формального и неформального информатического образования, реализуемого в условиях современной информационно-образовательной среды.
Методология, методы и материалы. Использован системный подход, что проявилось в анализе не только школьного, но и последующих этапов профессионального развития учащихся, в их взаимопреемственности. Ведущими теоретическими методами стали анализ системы знаний, обобщение, выявление и разрешение противоречий в процессе самоопределения учащихся на ИТ-профессии. Были также использованы эмпирические методы сбора данных, их анализа и интерпретации и многочисленные материалы по обсуждаемой проблеме, содержащиеся в научных публикациях, документах и данных статистики.
Результаты. Показано, что главными причинами невысокого уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии являются следующие факторы: недостаточное внимание, уделяемое в школьном курсе информатики технологическим аспектам, лежащим в основе большинства ИТ-профессий; отсутствие информированности о трудовых функциях в различных ИТ-профессиях; отсутствие информированности о содержании подготовки по различным направлениям высшего ИТ-образования и ориентированности этих направлений на конкретные ИТ-профессии; незнание реальной потребности экономики страны в различных ИТ-профессиях. Системообразующим началом в формировании профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии может стать школьный курс информатики, однако в его современном состоянии он не выполняет эту функцию в полной мере. Причины невозможность предоставить всем желающим изучать информатику в старших классах на углубленном уровне, пренебрежение технологическими аспектами компьютинга, лежащими в основе большей части ИТ-профессий, недостаточное использование возможностей информационно-образовательной среды современного неформального образования.
Одним из путей решения указанной проблемы может стать дополнение курса информатики специальным модулем предпрофессиональной подготовки, который будет целенаправленно знакомить учащихся с ИТ-профессиями, с информационными технологиями, лежащими в основе этих профессий, а также видами и содержанием наиболее востребованных направлений профессионального ИТ-образования и их связей с ИТ-профессиями. Для реализации такого модуля может быть, в дополнение к традиционным формам обучения, использовано дистанционное и сетевое обучение, в том числе с привлечением вузовских преподавателей и сотрудников ведущих ИТ-компаний.
Научная новизна. Впервые исследована проблема педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии в РФ.
Практическая значимость работы состоит в рекомендациях по совершенствованию школьного информатического образования для полноценного выполнения им задачи формирования профессионального самоопределения учащихся на ИТ-профессии.
Об авторе
Е. К. ХеннерРоссия
Хеннер Евгений Карлович – доктор физ.-мат. наук, профессор кафедры информационных технологий
Scopus Author ID 57191211527, Researcher ID ABG-1736-2020
Пермь
Список литературы
1. Нуралиев Б. Г. Подготовка ИТ-кадров для цифровой экономики в условиях «новой реальности» [Электрон. ресурс] // XVIII открытая Всероссийская (онлайн) конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» 14-15 мая 2020 г. Режим доступа: https://it-education.ru/conf2020/agenda/files/Nuraliev_Podgotovka_IT-kadrov.pdf (дата обращения: 15.04.2021)
2. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 168–187. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187
3. Antonova N. Economic Identity and Professional Self-Determination // Athens Journal of Social Sciences. 2014. Т. 1. № 1. С. 71–82. DOI: https://doi.org/10.30958/ajss.1-1-6
4. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение учащихся: проблемы и решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. Т. 2 (18). С. 118–122.
5. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа-вуз-рынок труда» // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 120–128.
6. Ивашкин Е. Г., Бушуева М.Е., Лухманова Т.В. Предпрофессиональная подготовка будущих инженеров [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19011 (дата обращения: 15.04.2021).
7. Кормакова В. Н., Мусаелян Е. Н., Рузиева Д. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Образование и наука. 2017. № 4. С. 130–145. DOI: 10.17853/1994-56392017-4-130-145
8. Hutchinson Jo. Career-related learning and science education: the changing landscape // School Science Review. 2012. Issue 346. P. 91–97.
9. Hooley T., Watts A. G., Andrews D. Teachers and Careers. The role of school teachers in delivering career and employability learning. Report. Published by the International Centre for Guidance Studies, University of Derby. 2015. P. 1–56. Режим доступа: https://cica.org.au/wp-content/uploads/Teachers-and-Careers-final.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
10. Amoah S. A., Kwofie I., Kwofie F. A. A. The School Counsellor and Students’ Career Choice in High School: The Assessor’s perspective in a Ghanaian Case // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, No. 23. P. 57–65.
11. Suryadi B., Sawitri D. R., Hayat B., Putra M. D. K. The Influence of AdolescentParent Career Congruence and Counselor Roles in Vocational Guidance on the Career Orientation of Students // International Journal of Instruction. 2020. V. 13. P. 45–60. DOI: 10.29333/iji.2020.1324a
12. Quiroga-Garza M. E., Flores-Marín D. L., Cantú-Hernandez R. R., Rojas I. E. E., Cabrera M. V. L. Effects of a vocational program on professional orientation // Heliyon. 2020. V. 6. Issue 4. P. 1–4. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e03860
13. Korna-Opincane E., Katane I. Topically of career guidance at school for promoting of student’s professional self-determination // Research for Rural Development. 2018. Vol. 2. P.252–258. DOI: 10.22616/rrd.24.2018.080
14. Long R., Hubble S., Loft P. Careers guidance in schools, colleges and universities // House of Commons Library, Number 07236, 24 January 2020. P. 1–24. Режим доступа: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-7236/ (дата обращения: 15.04.2021).
15. Мухаметзянов Р. Р. Организация профессиональной ориентации школьников на ИТ-специальности // Информатика в школе. 2015. № 7 (110). С. 55–58.
16. Шухман А. Е., Герасименко С. А. Подходы к реализации профильных программ подготовки школьников в области информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 9. С. 221–226.
17. Khenner E., Semakin I. School subject Informatics (Computer Science) in Russia: Educational Relevant Areas // ACM Journal “Transactions on Computing Education” (TOCE). Special issue on computing education in K-12 schools from a crossnational perspective. June 2014, Vol. 14. Issue 2. P. 14: 1–14: 10.
18. Русаков С. В., Семакин И. Г, Хеннер Е. К. Анализ структуры подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в российской системе высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 135–151.
19. Khenner E. K. Women in Computing // Frieze C., (ed.), Quesenberry J. L., (ed.). Cracking the Digital Ceiling. Women in Computing Around the World. Cambridge University Press. 2019. 346 p. DOI: 10.1017/9781108609081
20. Klapwijk R., Rommes E. Career orientation of secondary school students (m/f) in the Netherlands // International Journal of Technology and Design Education. 2009. Vol. 19. P. 403–418. DOI: 10.1007/s10798-009-9095-7
Рецензия
Для цитирования:
Хеннер Е.К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии. Образование и наука. 2021;23(8):37-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-37-60
For citation:
Khenner E.K. Pedagogical support for professional self-determination of high school students in IT professions. The Education and science journal. 2021;23(8):37-60. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-37-60