Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

«Не хватает очных занятий»: университетское обучение во время пандемии COVID-19

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-61-83

Полный текст:

Аннотация

Введение. Управление системой формального образования во время COVID-19 стало нежелательным вызовом для академического сообщества. В отсутствие достаточного времени для подготовки применялись разнообразные модели дистанционного обучения. Предпринимались усилия для обеспечения непрерывности процесса преподавания, стимуляции обучения и возможности их оценивания.

Цель. Целью данного исследования был анализ мнений студентов кафедры раннего и дошкольного образования факультета гуманитарных и социальных наук университета г. Сплита об условиях обучения во время COVID-19 начиная с марта 2020 года. Предполагалось, что обучение в онлайн-среде способствует развитию новых стратегий обучения. Семейный и рабочий статусы, как и место проживания студентов (по месту учебы или за его пределами) рассматривались как переменные-предикторы для оценки качества и условий обучения.

Методология и методы исследования. Комитетом по этике факультета гуманитарных и социальных наук Сплитского университета было дано согласие на проведение этого исследования в онлайн-режиме в конце 2019/2020 учебного года, когда студенты уже имели опыт обучения онлайн. Данные были собраны с помощью Google Apps. Во время онлайн-занятий студентам была предоставлена информация о целях и способах проведения исследования. В выборку вошли 68,75 % (N = 156) студентов, обучающихся на кафедре раннего и дошкольного образования. Анализировались: формы и частота дистанционного обучения, возможности выполнения студентами своих учебных обязательств (в связи с закрытыми библиотеками), трудности, преимущества и возможности онлайн-занятий; степень удовлетворенности студентов качеством организации и проведения онлайн-обучения и возможности повышения качества образовательного процесса.

Результаты. Результаты исследования указывают на недостаток ИКТ-компетенций у студентов и преподавателей, проблемы с использованием различных онлайн-платформ, отсутствие соответствующей литературы и, по самостоятельной оценке студентов, слишком высокую учебную нагрузку. Студенты положительно оценили доступность учебных материалов (предоставленных наставниками) и более доступное общение с учителями, а также опыт совместных дискуссий в социальных сетях, которые оказались полезным методом дистанционного обучения. Обмениваясь учебными материалами и данными, относящимися к содержанию программы обучения, они разработали новые стратегии научения и приспособились к обучению в онлайн-среде. Недовольство онлайн-обучением можно объяснить в первую очередь субъективным отношением студентов и общими контекстными условиями.

Научная новизна. Обработанные данные сопоставимы с международными исследованиями условий обучения во время локдауна. Можно сделать вывод, что большинство вузов независимо от предыдущей практики (онлайн-коммуникации студентов и преподавателя) не были готовы к полному переходу на дистанционное обучение. Результаты проведенной работы указывают на необходимость систематического исследования возможности применения новых технологий в учебном процессе (обучение в сетевой среде, доступность релевантных источников, создание сетей ученых и студентов, развитие систем обмена информацией).

Практическая значимость. Учитывая, что до COVID-19 на факультете гуманитарных и социальных наук не проводилось подобных исследований, сложно определить объем изменений. Тем не менее можно сделать вывод, что преподаватели не обладали необходимыми компетенциями в сфере ИКТ для обеспечения качественного онлайн-обучения. Открытость преподавательского состава и его готовность к сотрудничеству способствовали оцениванию качества обучения во время локдауна. В изменившихся вследствие пандемии условиях жизни можно ожидать дальнейших изменений методов обучения. Полученные результаты анализа мнений студентов могут стать ориентиром для повышения качества учебного процесса в условиях любого возможного следующего кризиса.

Об авторе

И. П. Вискович
Университет г. Сплита
Хорватия

Вискович Ивана Павао – PhD (педагогика раннего и дошкольного образования), доцент кафедры дошкольного образования факультета гуманитарных и социальных наук 

г. Сплит



Список литературы

1. Guterres A. The future of education is here [Internet]. United Nations; 2020 [cited 2021 Apr 03]. Available from: https://www.un.org/en/coronavirus/future-education-here

2. Burgess S., Sievertsen H. H. Schools, skills, and learning: The Impact of COVID-19 on Education. VoxEU.org [Internet]. 2020 [cited 2021 Apr 03]. Available from: https://voxeu.org/article/impact-covid-19-education

3. McPake J., Plowman L., Stephen C. Pre-School children creating and communicating with digital technologies in the home. British Journal of Educational Technology. 2013; 44: 421–431. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2012.01323.x

4. Edwards S., Nolan A., Henderson M., Mantilla A., Plowman L., Skouteris H. Young children’s everyday concepts of the Internet: A platform for cyber-safety education in the early years. British Journal of Educational Technology. 2018; 49: 45–55. DOI: 10.1111/bjet.12529

5. Manches A., Plowman L. Computing education in children’s early years: A call for debate. British Journal of Educational Technology. 2017; 48: 191–201. DOI: 10.1111/bjet.12355

6. Ladson-Billings G. Culturally relevant pedagogy 2.0: A.k.a. the remix. Harvard Educational Review. 2014; 84: 74–84. DOI: 10.17763/haer.84.1.p2rj131485484751

7. Caraballo L., Lozenski B. D., Lyiscott J. J., Morrell E. YPAR and critical epistemologies: Rethinking education research. Review of Research in Education. 2017; 41: 311–336. DOI: 10.3102/0091732X16686948

8. Kim J. Learning and teaching online during Covid-19: Experiences of student teachers in an early childhood education practicum. International Journal of Early Childhood. 2020; 52: 145–158. DOI: 10.1007/s13158-020-00272-6

9. Jukić D. Technical preparedness and motivation of Croatian university students for online form of learning. Life and School: Journal for the Theory and Practice of Education [Internet]. 2017 [cited 2020 Jan 20]; LXIII; 93–102. Available from: https://hrcak.srce.hr/193882

10. Banić B., Andevski M. Informacione tehnologije iz diskursa umreženog društva i društva znanja. In: Sintesis 2019 – International Scientifi Conference of Information Technology and Data Related Research. 2019. p. 410–417. DOI: 10.15308/Sinteza-2019-410-417 (In Croatian)

11. Jokić-Begić N., Hromatko I., Jurin T., Kamenov Ž., Keresteš G., Kuterovac-Jagodić G., et al. Kako smo? Život u Hrvatskoj u doba korone. Preliminarni rezultati istraživačkog projekta [Internet]. Zagreb: Department of Psychology Faculty of Humanities and Social Sciences University of Zagreb; 2020 [cited 2020 Jan 20]. Available from: https://web2020.ffzg.unizg.hr/covid19/wp-content/uploads/sites/15/2020/06/Kako-smo_Preliminarnirezultati_brosura.pdf (In Croatian)

12. Siemens G. Connectivism: Learning as network-creation. E-Learning Space [Internet]. 2005 [cited 2021 Apr 02]. Available from: http://masters.donntu.org/2010/fknt/lozovoi/library/article4.htm

13. Carrillo C., Flores M. A. COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices. European Journal of Teacher Education. 2020; 43: 466–487. DOI: 10.1080/02619768.2020.1821184

14. Miljković D., Đuranović M., Vidić T. Odgoj i obrazovanje iz teorije u praksu. Zagreb: IEP-D2 i Teacher Education Faculty University of Zagreb; 2019. 271 p. (In Croatian)

15. Michnick Golinkoff R., Hirsh-Pasek K. Becoming brilliant: What science tells us about raising successful children. Washington, DC: American Psychological Association; 2016. 344 p.

16. Bulić M., Kostović Vranješ V. The impact of e-learning on student selfresponsibility in doing their homework. Školski Vjesnik: Journal for Pedagogic Theory and Practice [Internet]. 2019 [cited 2021 Apr 02]; 68: 112–126. Available from: https://hrcak.srce.hr/230624

17. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2011; 12: 80–97. DOI: 10.19173/irrodl.v12i3.890

18. Dunaway M. K. Connectivism: Learning theory and pedagogical practice for networked information landscapes. Reference Services Review. 2011; 39: 675–685. DOI: 10.1108/00907321111186686

19. Corbett F., Spinello E. Connectivism and leadership: Harnessing a learning theory for the digital age to redefi leadership in the twenty-fi century. Heliyon. 2020; 6: e03250. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e03250

20. Marciano J., Peralta L. M., Lee J., Rosemurgy H., Holloway L., Bass J. Centering community: Enacting culturally responsive-sustaining YPAR during COVID-19. Journal of Multicultural Education. 2020; 14. DOI: 10.1108/JME-04-2020-0026

21. Studij. Hrvat. Encyclopedia Online 2021 [Internet]. 2021 [cited 2021 Apr 02]. 11 volumes. p. 9272. Available from: http://www.enciklopedija.hr/Natuknica.aspx?ID=58519) (In Croatian)

22. Šuljok A. Scientific literacy and attitudes towards science in Croatia. Sociology and Space: Journal for Spatial and Socio-Cultural Development Studies. 2020; 58; 85–111. DOI: 10.5673/sip.58.1.4

23. Sorić I. Samoregulacija učenja. Možemo li naučiti učiti. Jastrebarsko: Naklada Slap; 2014. 665 p. (In Croatian)

24. Vrdoljak G., Vlahović-Štetić V. Odnos ciljeva postignuća, strategija učenja i ocjena u srednjoškolskoj nastavi fizike. Psihologijske Teme. 2018; 27: 141–157. DOI: 10.31820/pt.27.2.1 (In Croatian)

25. Kundačina M., Visković I. Ekološke kompetencije kao nova kultura učenja. Иновације у Настави. 2016; 29; 32–40. DOI: 10.5937/inovacije1604032K (In Croatian)

26. Freire P. Pedagogy of the oppressed. Zagreb: ODRAZ – Održivi razvoj zajednice; 2002. 181 p.

27. Pegrum M. From blogs to bombs: The future of digital technologies in education. Crawley, W. A.: UWA Publishing: 2009. 146 p.

28. Wedenoja L. What to expect when you weren’t expecting online classes [Internet]. New York: Rockefeller Institute of Government; 2020 [cited 2021 Apr 02]. Available from: https://rockinst.org/blog/what-to-expect-when-you-werent-expecting-online-classes/

29. Van Schagen Johnson A., La Paro K. M., Crosby D. A. Early practicum experiences: Preservice early childhood students’ perceptions and sense of efficacy. Early Childhood Education Journal. 2017; 45: 229–236. DOI: 10.1007/s10643-016-0771-4

30. Fedynich L. V. Teaching beyond the classroom walls: The pros and cons of cyber learning. Journal of Instructional Pedagogies [Internet]. 2013 [cited 2021 Apr 02]; Available from: https://www.aabri.com/manuscripts/131701.pdf

31. Dukić D., Jukić D. Predictors of Online learning acceptance among university students: An analysis based on data mining. Technical Journal [Internet]. 2015 [cited 2021 Apr 02]; 9: 279–284. Available from: https://hrcak.srce.hr/146234

32. Gabrilo G., Rodek J. Learning via internet – students’ opinions and attitudes. Školski Vjesnik: Journal for Pedagogic Theory and Practice [Internet]. 2009 [cited 2021 Apr 02]; 58: 281–299. Available from: https://hrcak.srce.hr/82600

33. Chao S. H., Jiang J., Hsu C. H., Chiang Y. T., Ng E., Fang W. T. Technologyenhanced learning for graduate students: Exploring the correlation of media richness and creativity of computer-mediated communication and face-to-face communication. Applied Sciences. 2020; 10: 1602. DOI: 10.3390/app10051602

34. Kop R. The challenges to connectivist learning on open online networks: Learning experiences during a massive open online course. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2011; 12: 19–38. DOI: 10.19173/irrodl.v12i3.882

35. Grassian E. S. Information Literacy Instruction: Theory and Practice with Companion CD-ROM. 2nd ed. New York: Neal-Schuman Publishers Inc.; 2009. 412 p.

36. Bagriacik Yilmaz A. Distance and face-to-face students’ perceptions towards distance education: A comparative metaphorical study. Turkish Online Journal of Distance Education [Internet]. 2019 [cited 2021 Apr 02]; 20: 191–207. Available from: https://files. eric.ed.gov/fulltext/EJ1201959.pdf.

37. Reimers F. M., Schleicher A. A Framework to Guide an Education Response to the COVID-19 Pandemic of 2020 [Internet]. In: OECD 2020. 2020 [cited 2021 Apr 02]. p. 40. Available from: https://www.hm.ee/sites/default/files/framework_guide_v1_002_harward.pdf

38. Claeys-Kulik A. L., Jørgensen T. E., Stöber H. Diversity, equity and inclusion in European higher education institutions: Results from the INVITED project. Brussels: European University Association asbl; 2019. 51 p.

39. Andersen S. C., Nielsen H. S. Learning from performance information. Journal of Public Administration Research and Theory. 2020; 30: 415–431. DOI: 10.1093/jopart/muz036

40. Visković I., Jevtić A. V. Development of professional teacher competences for cooperation with parents. Early Child Development and Care. 2017; 187: 1569–1582. DOI: 10.1080/03004430.2017.1299145

41. Knowles M. S., Swanson R. A., Holton III E. F. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. 7th ed. Amsterdam; Boston: Butterworth-Heinemann; 2011. 424 p.

42. Murphy R., Wyness G. Minority report: The impact of predicted grades on university admissions of disadvantaged groups [Internet]. CEPEO Working Paper Series; Centre for Education Policy and Equalising Opportunities. UCL Institute of Education; 2020 [cited 2021 Apr 02]. Available from: https://repec-cepeo.ucl.ac.uk/cepeow/cepeowp20-07.pdf

43. Piopiunik M., Schwerdt G., Simon L., Woessmann L. Skills, signals, and employability: An experimental investigation. European Economic Review. 2020. 123 p.

44. Batarelo Kokić I. Learning from home: Schooling in the time of pandemic. In: Scientific conference COVID-19 – Implications for Education in the Republic of Croatia. 2020. p. 7–25.

45. Sablić M., Klasnić I., Škugor A. Teachers in quarantine: Challenges for the new normal schooling at home and distance teaching during HR-COVID-19. 2020. p. 87–107.

46. Pavlović Vinogradac V., Pavičić Vukičević J., Cajner Mraović I. Value system as a factor of young people’s trust in education during the COVID-19 pandemic in three countries of Southeast Europe. Društvene i Humanističke Studije. 2020; 5; 331–353.

47. Ristić Dedić Z. Pilot istraživanje učeničkih potreba i suočavanja s izazovima online nastave u ožujku 2020. godine (Preliminarno Izvješće) – Serija IDIZ-Ovi Vidici 003 [Internet]. Zagreb: Institut za društvena istraživanja u Zagrebu; 2020 [cited 2021 Apr 02]. Available from: https://www.acs.si/wp-content/uploads/2020/11/Education_and_training_monitor_2020-country_analysis.pdf (In Croatian)


Рецензия

Для цитирования:


Вискович И.П. «Не хватает очных занятий»: университетское обучение во время пандемии COVID-19. Образование и наука. 2021;23(8):61-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-61-83

For citation:


Visković I.P. “Miss having in-person classes” – university studying during COVID-19 pandemic. The Education and science journal. 2021;23(8):61-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-61-83

Просмотров: 415


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)