Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБ УРОВНЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ АБИТУРИЕНТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-21-33

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – проследить динамику среднего балла ЕГЭ по дисциплине «Математика» в российских школах и учебных заведениях Новосибирской области за последние два года. Методы. В работе приводится эмпирический материал по качеству усвоения выпускниками общеобразовательных учреждений основных разделов школьной математики; оценивается корреляционная связь итогов тестирования с результатами ЕГЭ.
Результаты. Сформулированы причины низких результатов школьников по математике, одна из которых – отсутствие сформированного понятийного мышления. Проанализированы отслеживаемые в течение трех лет итоговые оценки остаточных школьных математических знаний, полученные на входном тестировании абитуриентов, зачисленных на первый курс по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» Сибирского Института Управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. На основе этих данных сделан вывод о том, что балл ЕГЭ не является объективным показателем уровня знаний абитуриента по математике.

Научная новизна. Обозначены факторы, обусловившие низкое качество математических знаний выпускников школ. Описаны варианты исправления сложившейся ситуации, которые могут обеспечить удовлетворительное усвоение материала по дисциплинам естественнонаучного блока программ бакалавриата.

Практическая значимость. Авторы статьи надеются, что представленный материал поможет сделать ЕГЭ более честным и объективным инструментом измерения знаний школьников и повысить уровень базового математического образования.

Об авторах

Е. А. Рапоцевич

Россия

кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой информатики и математики Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск.



Е. Н. Колыман

Россия

аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры информатики и математики Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск.



Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: 5-е изд., испр. Москва: Лабиринт, 1999. 352 с.

2. Далингер В. А. Единый государственный экзамен по математике: результаты и проблемы // Фундаментальные исследования. № 5. 2008. С. 51–53.

3. Ефимов В. Н., Рыжков В. И. ЕГЭ и система дидактического контроля // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. С. 26–29.

4. Кадневский В. М., Полежаев В. Д. Системные недостатки ЕГЭ. Когда их преодолеем? // Народное образование. 2010. № 9. С. 40–49.

5. Киселев С. Г., Нуриева Л. М. ЕГЭ и анализ качества обучения математике // Образование и наука. 2008. № 6. С. 11–24.

6. Львова Л. В. Анализ результатов единого государственного экзамена в Алтайском крае // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2008. № 8. С. 161–166.

7. Новосибирский институт мониторинга и развития образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nimro.ru/.

8. О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

9. Официальный информационный портал единого государственного экзамена [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ege.edu.ru.

10. Портал ФГОС ВПО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/.

11. Соловьева А. Н., Степанян И. К. Анализ подготовки абитуриентов по математике для продолжения обучения // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. С. 78–81.

12. Солодников В. В. Единый государственный экзамен: оправдались ли ожидания? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 5 (105). С. 113–122.

13. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

14. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. С.-Петербург: ИМАТОН, 2005.


Для цитирования:


Рапоцевич Е.А., Колыман Е.Н. ОБ УРОВНЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ АБИТУРИЕНТОВ. Образование и наука. 2014;(9):21-33. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-21-33

For citation:


Rapotsevich E.A., Kolyman E.N. CONCERNING THE MATHEMATICAL QUALITY KNOWLEDGE OF MODERN UNIVERSITY ENTRANTS. The Education and science journal. 2014;(9):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-21-33

Просмотров: 451


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)