ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-34-50
Аннотация
Цель работы – раскрыть образовательные механизмы формирования личности управленца, способного оперировать интеллектуальным капиталом на всех уровнях деятельности, использовать инновационные
компетентности при регулировании социальных, организационных процессов и при решении нестандартных проблем. Такой специалист должен обладать знаниями о современных методах и факторах эффективного управления, о человеческих потребностях и профессиональных установках.
В статье рассматривается инструментарий социального управления организацией в инновационной среде, ядром которого является конструирование системы ценностей, интегрирующей интеллектуальную деятельность сотрудников в единое смысловое информационное пространство, способствующее социокультурному развитию различных социальных групп и институтов.
Методы. В качестве эмпирической базы исследования использованы социологические методы экспертного опроса в форме глубинного интервью. В процессе интерпретации и анализа данных применялись методы когнитивного моделирования. Выводы сделаны с опорой на диалектический метод единства противоположностей.Результаты. Выделены характеристики управленцев, способных мобилизовать интеллектуальные кадровые ресурсы организаций, стимулируя при этом потенциал саморазвития и самореализации сотрудников. Предложены интегральные показатели деятельности субъектов управления по созданию условий и системы взаимодействий, способствующих актуализации инновационных ценностей в организации для повышения эффективности ее деятельности в соответствии с поставленными целями. Научная новизна. Предпринята попытка сформулировать теоретические основы современных способов и методов управления социальными институтами, к которым относится и институт образования. Универсальные управленческие механизмы актуализации инновационного потенциала кадров представлены в иерархическом единстве. Показано, что встраивание в инновационные процессы организации ее интеллектуального капитала, который в настоящее время выступает в качестве главного объекта управления, должно происходить через создание интеграционной системы общечеловеческих, национальных и организационных ценностей. Синтезируя теории управления интеллектуальными ресурсами и процессом их трансформации, автор настаивает на соблюдении принципа преемственности научных знаний. Сочетание инновационных и классических моделей управления позволяет в условиях неопределенности минимизировать риски и обеспечить адаптацию и поступательное устойчивое развитие организации не только в стабильной, но и в динамичной среде. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы при разработке методик подготовки управленческих кадров, задействованных в инновационных процессах, а также собственно управляющими работниками для совершенствования процесса актуализации интеллектуального капитала в различных, в том числе образовательных учреждениях.
Об авторе
А. Ю. ОгородниковРоссия
кандидат философских наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, Москва.
Список литературы
1. Бабосов Е. М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. Минск: Тетра системс, 2000.
2. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. Москва: Академический проект, 2003.
3. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Газиева; под ред. Н. А. Головина. С.-Петербург: Наука, 2007.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер, с англ. Москва: Дело, 1992.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.
6. Щепкин А. В. Внутрифирменное управление (модели и методы). Москва: ИПУ РАН, 2001.
Рецензия
Для цитирования:
Огородников А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2014;(9):34-50. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-34-50
For citation:
Ogorodnikov A.Y. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE LEADERSHIP POTENTIAL IN EDUCATION SYSTEM. The Education and science journal. 2014;(9):34-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-34-50