Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Функции технологии образовательного имидж-форсайта в моделировании конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-11-45

Полный текст:

Аннотация

Введение. Эмерджентность социальных, политических и экономических процессов в современном мире обуславливает разработку инновационных образовательных технологий, среди которых пристальное внимание исследователей привлекает образовательный имидж-форсайт. Эта обучающая технология представляет собой систему принципов, методов и методик экспертного анализа текущих достижений студента, молодого специалиста и вообще любого, кто стремится к самосовершенствованию, и разработку на основе результатов их анализа программы оптимизации профессионального и личностного саморазвития индивида с точки зрения его возможного карьерного роста.

Цель настоящей работы – обосновать авторскую технологию образовательного имидж-форсайта и проверить эффективность ее применения в формировании имиджелогической и форсайт-компетенций у будущего специалиста в учебном процессе высшей школы.

Методология и методы. Теоретико-методологической стратегией в исследовании выбран компетентностный подход, способствующий формированию имиджелогической и форсайт-компетенций. Практико-ориентированной тактикой исследования стали концептуальные положения форсайтного подхода, реализуемого в комплексе имиджеформирующих инструментов единой форсайт-траектории с целью моделирования и проектирования профессионального имиджа относительно стратегических целей будущего специалиста. Использовались общенаучные и частнонаучные методы: анкетный опрос по случайной систематической (механической) выборке, экспертный опрос, интервью, анализ документов, самооценка удовлетворенности по обучению самоимиджированию.

Результаты исследования. Представлена авторская технология образовательного имидж-форсайта, суть которой состоит в проектировании профессионального имиджа и будущей карьеры. В ее структуру входят четыре программы: самомаркетинг, самобрендинг, имидж-кейс и дорожная карта успеха. В результате обучения формируются имиджелогическая и форсайт-компетенции. Апробационный эксперимент показал, что без специальной имиджевой и форсайтинговой подготовки студентов эти компетенции формируются стихийно. На основе результатов проведенных опросов проанализированы уровень сформированности имиджелогической и форсайт-компетенции, интерес к технологии самопроектирования имиджа как фактора карьерного саморазвития. Опрос выпускников выявил зависимость трудоустройства от специальных обучающих методов и образовательного имидж-форсайта. Интервьюирование российских и латвийских преподавателей определило эффективность применения этой технологии. Изучение мнения работодателей показало причины, мешающие успешному трудоустройству молодых специалистов. Вместе с тем выявлена недостаточность знаний и несистематический ограниченный характер обучения этим компетенциям в вузах.

Научная новизна заключается в пополнении междисциплинарного (на стыке педагогики, имиджелогии, прогнозирования, профессиоведения) научного знания о форсайт-методологии. Акцент делается на инновационности технологии образовательного имидж-форсайта, которая способствует конкурентоспособности выпускников и повышает их шансы на профессиональный успех.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны для развития представлений о формировании имиджелогической и форсайт-компетенций, самоимиджировании, формировании персонального бренда, образовательном имидж-форсайтинге. Материалы исследования могут быть применены студентами и преподавателями вузов, руководителями образовательных систем при организации учебного процесса, а также специалистами-практиками.

Об авторах

Л. М. Семенова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Семенова Лидия Михайловна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью

Санкт-Петербург



В. Я. Качан
Балтийская Международная академия
Латвия

Качан Всеволод Ярославович – доктор философии, ассоциированный профессор, ведущий исследователь

Рига



Список литературы

1. Ehlers U.-D. Future Skills – Future Learning and Future Higher Education. Karlsruhe, Germany: Springer. 2020. Р. 311. Available from: https://www.researchgate.net/publication/344537368_Future_Skills_-_The_Future_of_Learning_and_Higher_Education (date of access: 04.06.2020). DOI: 10.1007/978-3-658-29297-3

2. Loveridge D. Experts and foresight: review and experience // International Journal of Foresight and Innovation Policy. 2004. Vol. 1, 1/2. P. 33–69. Available from: https://expectationandexpertise.files.wordpress.com/2016/09/f816471011122359.pdf (date of access: 14.06.2021). DOI: 10.1504/IJFIP.2004.004651

3. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее [Электрон. ресурс] // Форсайт. 2007. № 1 (1). С. 8–15. Режим доступа: https://foresight.hse.ru/data/380/621/1234/Whatforesight.pdf (дата обращения: 23.07.2020).

4. Martin B. R. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993. 81 p.

5. Martin B. R. Technology Foresight in a Rapidly Globalizing Economy. International Practice in Technology Foresight. Vienna, UNIDO. 2002. 303 p.

6. Kishita Y. Foresight and Roadmapping Methodology: Trends and Outlook // Foresight and STI Governance. 2021. № 15 (2). Р. 5–11. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.2.5.11

7. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools // In: Georghiou L., et al. International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Edward Elgar, 2007. P. 123–144.

8. Popper R. How are foresight methods selected // Foresight. 2008. № 10 (6). Р. 62–89. Available from: https:// https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/14636680810918586/full/html (date of access: 14.06.2021). DOI: 10.1108/14636680810918586

9. Brady E., Gilligan R. The life course perspective: An integrative research paradigm for examining the educational experiences of adult leavers // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 87. P. 69–77. DOI:10.1016/J.CHILDYOUTH.2018.02.019

10. Якубовская Т. В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 45–55. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.015

11. Пугачева Н. Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 65–69.

12. Семенова Л. М. Современный рынок труда и профессиональные компетенции специалистов в области коммуникации: оценка и форсайт-прогноз // Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века: коллективная монография; под ред. А. Д. Кривоносова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 50–64.

13. Зинкевич Е. Р., Семенова Л. М. Инновационно-педагогические технологии в компетентностно-ориентированном образовании: монография. Санкт-Петербург: Издательский центр ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», 2019. 104 с.

14. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т., Гончаренко М. В. Формирование компетенции планирования карьеры в контексте репрезентации образа будущего [Электрон. ресурс] // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 2 (33). С. 46–62. Режим доступа: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/55707 (дата обращения 04.02.2020). .DOI: 10.18799/26584956/2019/2(33)/974

15. Алексеева А. Д. Современные технологии предвидения профессионального будущего человека // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 63–71.

16. Ежова Т. В., Петров В. Н., Апанасенок А. В., Петров А. В. Использование методологии форсайта для построения цели образовательной программы в компетентностно-ориентированной образовательной системе // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 3. С. 492–510.

17. Горелова Г. Г., Плешков Е. С., Шибанова Е. К. Компетентностный подход в формировании самостоятельности студентов на основе форсайт проектирования [Электрон. ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 55–60. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-formirovanii-samostoyatelnosti-studentov-na-osnove-forsayt-proektirovaniya (дата обращения: 09.02.2021). DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134. p. 55-60

18. Etzkowitz H. Can a Teaching University Be an Entrepreneurial University? Civic Entrepreneurship and the Formation of a Cultural Cluster in Ashland, Oregon. Birkbeck Centre for Innovation Management Research. 2013. № 11. P. 1–35. Available from: http://www.bbk.ac.uk/innovation/publications/docs/WP11.pdf (date of access: 14.06.2020).

19. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2011. 175 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574588 (дата обращения: 21.07.2021).

20. Казин Ф. А., Луценко А. Е., Макарченко М. А., Зленко А. Н. Опыт управления изменениями в социально-гуманитарном блоке технического вуза (на примере Университета ИТМО) // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4. С. 43–55.

21. Keyek-Franssen D. Practices for Student Success: From Face-to-Face to At-Scale and Back // Educational Studies Moscow. 2018. № 4. P. 116–138. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-116-138

22. Lent R. W. Career-life preparedness: Revisiting career planning and adjustment in the new workplace. The Career Development Quarterly. 2013. № 61. Р. 2–14. Available from: https://ru.scribd.com/document/446238215/Career-Life-Preparedness-Revi (date of access: 12.12.2019).

23. Swanson J. L., Schneider M. Minnesota theory of work adjustment. Ed. by S. D. Brown, R. W. Lent. Career development and counseling: Putting theory and research to work. 2nd ed. Hoboken, NJ: Wiley, 2013. Р. 29–53. Available from: https://www.academia.edu/34761236/_Steven_D_Brown_Robert_W_Lent_Career_Developme_bookzz_org_ (date of access: 21.06.2020).

24. Savickas M. L. The 2012 leona tyler award address: Constructing careers – Actors, agents, and authors // Counseling Psychologist. 2021. № 41: P. 648–662. DOI: 10.1177/0011000012468339

25. Peterson J., Rudgers L. Saddle Up: 7 Trends Coming in 2018. Inside Higher Ed. 2018. № 2. Available from: https://www.insidehighered.com/views/2018/01/02/predictions-higher-education-coming-year-opinion (date of access: 18.03.2020).

26. Петрова Е. А., Акимова Н. Н., Романова А. В., Соколовская И. Э. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 98–120.

27. Bögenhold D., Klinglmair R., Kandutsch F. Solo Self-Employment, Human Capital and Hybrid Labour in the Gig Economy // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, № 4. P. 23–32. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.4.23.32

28. Зеер Э. Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 9. С. 10–14.

29. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. Москва: Альпина Паблишер; 2012. 374 с.

30. Kazin P., Hagen S., Prichislenko A., Zlenko A. Developing the Entrepreneurial University through Positive Psychology and Social Enterprise // Educational Studies Moscow. 2017. № 3. Р. 110–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-110-131

31. Branden N. This translation is published by arrangement with Bantam Books, an imprint of Random House, a division of Penguin Random House LLC. Moscow: Mann, Ivanovand Ferber, 2018. 361 p. Available from: https://www.rulit.me/books/shest-stolpov-samoocenki-read-521995-1.html (date of access: 18.11.2019).

32. Ejdys J., Gudanowska A., Halicka K., Kononiuk A., Magruk A., Nazarko J., Nazarko Ł., Szpilko D., Widelska U. Foresight in Higher Education Institutions: Evidence from Poland // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13, № 1. Р. 77–89. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.77.89

33. Kononiuk A., Pająk A., Gudanowska A.E., Magruk A., Rollnik-Sadowska E., Kozłowska J., Sacio-Szymańska A. Foresight for Career Development // Foresight and STI Governance. 2020. Vol. 14, № 2. Р. 88–104. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.2.88.104

34. Fink L. D. Five High Impact Teaching Practices. Collected Essays on Learning and Teaching (CELT). 2016. Vol. IX. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1104478.pdf (date of access: 02.02.2020).

35. Guimarães Garcia L. Strategic Intelligence Teaching to Leverage Professional Success // Foresight and STI Governance. 2020. Vol. 14, № 3. Р. 101–112. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.3.101.112

36. Криницын Д. В. Самопроектирование будущих менеджеров в процессе обучения в вузе как образовательный форсайт // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 13. С. 169–174.

37. Семенова Л. М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью // Педагогика. 2014. № 4. С. 93–100.

38. Семенова Л. М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда // Вестник ЮУр-ГУ, серия «Экономика и менеджмент». 2014. Т. 8. № 4. С. 145–151.

39. Semenova L. M., Krivonosov A. D., Karmalova E. Y., Danilovа N. I. Comprehensive program of professionally oriented training of specialists in communication // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism - International Scientific Conference 2020. 27–29 Feb. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020; Grozny: Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute, 2020. № 92. P. 3929. Available from: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10040/12057/article_10040_12057_pdf_100.pdf DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.319 (date of access: 12.02.2021).

40. Savva L. I., Gasanenko E. A., Shakhmaeva K. E. Technical universities students’ preparedness to team working as basis of professional image // Perspectives of Science and Education 2018. № 6 (36). Р. 56–64. DOI: 10.32744/pse.2018.6.6

41. Zabojnik R. Personal Branding and marketing strategies // European Journal of Science and Theology. 2018. Vol. 14, № 6. Р. 159–169.

42. Огилви Д. Огилви о рекламе / Пер. с англ. А. Гостева и Т. Новиковой. 2-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013. 240 с.

43. Edmiston D. Creating a personal competitive advantage by developing a professional online presence // Marketing Education Review. 2014. № 24. Р. 21–24. DOI: 10.2753/MER1052-8008240103

44. Хренникова Т. В. Достичь цели с помощью «Дорожной карты» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/69632 (дата обращения: 28.03.2021).

45. Качан В. Я. От понимания природы имиджа к планированию корпоративной репутации и брендинга // Процессы трансформации в праве, региональной экономике и экономической политике: актуальные проблемы экономико-политических и правовых отношений: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Рига: Балтийский Институт психологии и менеджмента, 2014. С. 213–226.

46. Качан В. Я. Понятия имиджа, корпоративной репутации, бренда: сравнительный анализ // Актуальные проблемы психологии, бизнеса и социальной сферы общества: теория и практика: международный сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции «Перспективы и возможности психологии, бизнеса и социальной работы в современной Европе» (23–24 апреля 2009 года). Том 6. Часть II. Рига: Балтийский Институт психологии и менеджмента, 2010. С. 128–135.

47. Череднякова А. Б., Казакова Г. М. Имиджевая культура: верификация явления и концептуализация понятия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 133–144.

48. Семенова Л. М. Готовность к самоимиджированию будущих специалистов по связям с общественностью как компонент профессиональной подготовки [Электрон. ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 358–367. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-samoimidzhirovaniyu-buduschih-spetsialistov-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 20.12.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Семенова Л.М., Качан В.Я. Функции технологии образовательного имидж-форсайта в моделировании конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда. Образование и наука. 2021;23(9):11-45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-11-45

For citation:


Semenova L.M., V. K. Functions of a professional brand-building foresight technology in modelling the competitiveness of university graduates in the labour market. The Education and science journal. 2021;23(9):11-45. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-11-45

Просмотров: 443


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)