Основные способы интернационализации высшего юридического образования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-46-80
Аннотация
Введение. Изучение последних тенденций в области интернационализации высшего образования расширяет теоретические представления о диалектическом характере взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики, а также о соотношении общих направлений развития высшего образования, его национальной и региональной специфик. Анализ опыта интернационализации университетов необходим для выработки различных моделей модернизации высшего образования, включая юридическое, и для обоснования практических рекомендаций по реформированию российской системы высшего образования. К настоящему моменту достигнуто понимание необходимости интернационализации высшего образования в условиях глобализации для повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования, о чем свидетельствует, в частности, Федеральный проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5–100). Интернационализация, будучи залогом оптимизации экспортного потенциала российского высшего образования, крайне необходима для модернизации юридического образования.
Целью исследования являлась оценка продуктивности существующих инструментов международного сотрудничества вузов и формулировка оптимальных подходов к использованию успешных практик мирового и отечественного образовательного пространства для повышения привлекательности российского юридического образования и, как следствие, конкурентоспособности вуза в целом.
Методология, методы и методики. Комплексные, междисциплинарные цели и задачи настоящего обзора предопределили использование сочетания гносеологического и синергетического подходов к подбору его инструментария: первый способствовал углубленному анализу сущности интернационализации и интеграции образования в современные международные процессы, а синергетический подход позволил объединить методы педагогического и правового исследования ради определения оптимальной стратегии интернационализации в подготовке юридических кадров широкого профиля.
Результаты. В статье проведена оценка эффективности имеющихся способов интернационализации российского юридического образования с точки зрения его востребованности среди иностранных студентов; осуществлен комплексный анализ правовых, политических и социальных аспектов актуального состояния привлекательности российского рынка образовательных услуг и необходимости выявления специфики интернационализации высшего юридического образования. Мониторинг опыта межуниверситетского международного сотрудничества позволил определить условия эффективности совместных программ по юриспруденции (создания инновационной образовательной среды, проектной деятельности и гибкой системы управления); проанализировать современные педагогические технологии, применимые к юридическим дисциплинам; определить наиболее оптимальные схемы, используемые российскими и европейскими университетами при осуществлении внешней мобильности студентов и преподавателей; выработать предложения по внедрению в образовательный процесс для российских студентов дисциплин, преподаваемых на иностранных языках как российскими, так и зарубежными преподавателями; предложить меры по совершенствованию государственной политики в искомой сфере, направленные на стимулирование российских университетов развивать международные совместные образовательные программы.
Научная новизна. В статье проанализирован как положительный, так и отрицательный опыт российских университетов по внедрению ключевых инструментов интернационализации высшего юридического образования, систематизированы признанные способы интернационализации высшего образования в целом и сформулированы дополнительные инструменты интеграции, в частности, российского юридического образования в мировое образовательное пространство.
Практическая значимость. Апробированы новые методики, основанные на компетентностном и практико-ориентированном подходах. Разработаны методические инструкции для реализации интернационализации высшего юридического образования с целью повышения конкурентоспособности учебного заведения и востребованности выпускников на рынке труда.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ГорылевРоссия
Горылев Александр Иванович – кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета; заместитель начальника отдела развития международного сотрудничества ННГУ
Author ID (РИНЦ): 302071
Нижний Новгород
Е. В. Калинина
Россия
Калинина Евгения Валерьевна – доктор юридических наук, профессор кафедры европейского и международного права юридического факультета
Author ID (РИНЦ): 335694
Нижний Новгород
Список литературы
1. Осипов П. Н., Зиятдинова Ю. Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 64–69. Режим доступа: http://socis.isras.ru/article/6600 (дата обращения: 06.12.2020).
2. Knight J. Five Myths about Internationalization // International Higher Education. 2011. № 62. P. 14–15. DOI: 10.6017/ihe.2011.62.8532
3. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obrazovanija-kak-faktor-konkurentosposobnosti (дата обращения: 19.09.2021).
4. Краснова Г. А. Интернационализация образования в России и мире [Электрон. ресурс] // Аккредитация в образовании. 2016. № 92. Режим доступа: https://akvobr.ru/v_rossii_i_mire_razvivaetsya_internacionalizaciya_vysshego_obrazovaniya.html (дата обращения: 06.12.2020).
5. Краснощеков В. В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–5. С. 1045–1048. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34289 (дата обращения: 06.12.2020).
6. Золотарева Н. М. Интернационализация отечественного среднего профессионального образования как научно-педагогическая проблема // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 3. С. 127–137.
7. Байденко В. И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. № 11 (27). С. 136–148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
8. Бобыло А. М., Минаева Е. А. Политика интернационализации российской высшей школы: оценка прошлого, прогноз на будущее // Современная наука и инновации. 2019. № 3 (27). С. 209–217.
9. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы// Вестник РУДН, серия «Международные отношения». 2015. № 3 (15). С. 203–211.
10. Goren H. Students in service of the state: Uncoupling student trips abroad and global competence // International Journal of Educational Development. 2020. № 77 (102226). DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102226
11. Crișan-Mitra C., Borza A. Internationalization in higher education // International Conference «Risk in Contemporary Economy». 16th edition. Galati, Romania; April 2015. P. 187–191.
12. Камынина Н. Р., Грудзинский А. О. Россия в болонском процессе: цель – повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 22–31.
13. Бедный А. Б., Грудзинский А. О. Интернационализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5 (92–93). С. 114–120.
14. Михальченкова Н. А. Интернационализация как направление современной политики в сфере высшего образования // Власть. 2016. № 8. С. 91–97.
15. Chankseliani M. The politics of student mobility: Links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia // International Journal of Educational Development. 2018. № 62. P. 281–288. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.07.006
16. Kamaşak R., Sahan K., Rose H. Academic language-related challenges at an English-medium university // Journal of English for Academic Purposes. 2021. № 49. P. 100945. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100945
17. Dimova S. English language requirements for enrolment in EMI programs in higher education: A European case // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 47. P. 100896. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100896
18. Galloway N., Ruegg R. The provision of student support on English Medium Instruction programmes in Japan and China // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 45. P. 100846. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100846
19. Gaffas Z. M. Students’ perceptions of the impact of EGP and ESP courses on their English language development: Voices from Saudi Arabia // Journal of English for Academic Purposes. 2019. № 42. P. 100797. DOI: 10.1016/j.jeap.2019.100797
20. Lenkaitis C. A., Hilliker S. M., Ouedraogo B. Examining intercultural competence of L3 learners in higher education // International Journal of Educational Research Open. 2020. № 1. P. 100013. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100013
21. Lee C. S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market // International Journal of Educational Development. 2019. № 67. P. 94–102. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.03.001
22. Obregón Biosca S. A. College student mobility in emerging countries: Case study on Universidad Autónoma de Querétaro, México // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020. № 6. P. 100155. DOI: 10.1016/j.trip.2020.100155
23. Walsworth S., Somerville K., Robinson O. The importance of weak friendships for international student satisfaction: Empirical evidence from Canada // International Journal of Intercultural Relations. 2021. № 80. P. 134–146. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.11.004
24. Streitwieser B., Bryant F. B., Drane D., Light G. Assessing student conceptions of international experience: Developing a validated survey instrument // International Journal of Intercultural Relations. 2019. № 68. P. 26–43. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2018.10.004
25. Pylvas L., Nokelainen P. Academics’ perceptions of intercultural competence and professional development after international mobility // International Journal of Intercultural Relations. 2021. № 80. P. 336–348. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.10.004
26. Smith S. H. Paracka D.J. Global learning is shared learning: Interdisciplinary intercultural competence at a comprehensive regional university // International Journal of Intercultural Relations. 2018. № 63. P. 17–26. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2017.11.003
27. Bennell P. The internationalisation of higher education provision in the United Kingdom: Patterns and relationships between onshore and offshore overseas student enrolment // International Journal of Educational Development. 2020. № 74. P. 102162. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102162
28. Anafinova S. The role of rankings in higher education policy: Coercive and normative isomorphism in Kazakhstani higher education // International Journal of Educational Development. 2020. № 78. P. 102246. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102246
29. Hsieh C.-C. Internationalization of higher education in the crucible: Linking national identity and policy in the age of globalization // International Journal of Educational Development. 2020. № 78. P. 102245. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102245
30. Huang F., Daizen T., Kim Y. Challenges facing international faculty at Japanese universities: Main findings from the 2017 national survey // International Journal of Educational Development. 2019. № 71. P. 102103. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.102103
31. Maxwell C. Stratification and conflict – seeking understanding and spaces for optimism // International Journal of Educational Development. 2019. № 71. P. 102–121. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.102121
32. Barsoum G. When marketization encounters centralized governance: Private Higher education in Egypt // International Journal of Educational Development. 2020. № 76. P. 102215. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102215
33. Knight J. Doubts and Dilemmas with Double Degree Programs // Globalisation and Internationalisation of Higher Education Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento (RUSC). 2011. Vol. 8, No 2. P. 297–312. Available from: http://www.ecahe.eu/w/images/e/e6/Doubts_and_Dilemmas_with_Double_Degree_Programs.pdf (date of access: 02.01.2021).
34. Де Вит Х. Эволюция компетенций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования (пер. с англ.) // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
35. Зиятдинова Ю. Н. Моделирование системы интернационализации инженерного образования в российском университете // Казанская наука. 2016. № 10. С. 149–151.
36. Khorsandi Taskoh Ali. A Critical Policy Analysis of Internationalization in Postsecondary Education: An Ontario Case Study. The University of Western Ontario, Ontario, Canada; 2014. Available from: ir.lib.uwo.ca/etd/1933/ (date of access: 23.02.2021).
37. Пирогов А. И., Растимешина Т. В. Интернационализация образования в контексте формирования общеевропейского образовательного пространства // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 76–84.
38. Бедный А. Б. Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт Университета Лобачевского // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 18–25.
39. Ременцова Н. А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 47–58.
40. Beelen J., Jones E. Redefining Internationalization at Home // The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. Dordrecht: Springer. 2015. P. 67–80.
41. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Викторова А. О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 154–157.
42. Левченко В. В., Агрикова Е. В., Упирова В. Г. Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 497–508. DOI: 10.32744/pse.2019.4.38
43. Hudzik John K. Comprehensive Internationalization: From Concept to Action. Washington, District of Columbia: NAFSA: Association of International Educators, 2011. 42 p. Available from: www.voced.edu.au/content/ngv%3A61777 (date of access: 23.12.2020).
44. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Юридическое образование в глобализирующемся обществе // Правоведение. 2017. № 5 (334). С. 16–31.
45. Красильникова Н. В. Интернационализация высшего образования в Европе: опыт Болонского университета // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 163–175.
46. Коровяковский Д. Г. Глобализация и интернационализация как условие конвергенции идей, традиций и концепций юридического образования в мировом пространстве [Электрон. ресурс] // Образование и право. 2016. № 2. С. 178–187. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-internatsionalizatsiya-kak-usloviya-konvergentsii-idey-traditsiy-i-kontseptsiy-yuridicheskogo-obrazovaniya-v (дата обращения: 24.12.2020).
47. Петручак Л. А. Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования // Образование и право. 2020. № 6. С. 191–199. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10630
48. Горылев А. И., Хурчак Н. М., Дронова Ю. А., Краюшкина С. В., Карапетянц И. В. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «юриспруденция». Бильбао (Испания), 2013. 110 c.
49. Горылев А. И., Кузнецова С. Н. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации (на примере юридического факультета Университета Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 150–155.
50. Marinoni G., de Wit H. Internationalization and Inequality. First Results from the 5th Global Survey of IAU. University World News, January. 2019. Available from: www.universityworldnews.com/post.php?story=20190605094134930 (date of access: 24.12.2020)
51. Altbach P. G., Hazelkorn E. Rankings in the Age of Massification // International Higher Education. 2017. № 89. P. 8–10. DOI: 10.6017/ihe.2017.89.9834
Рецензия
Для цитирования:
Горылев А.И., Калинина Е.В. Основные способы интернационализации высшего юридического образования. Образование и наука. 2021;23(9):46-80. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-46-80
For citation:
Gorylev A.I., Kalinina E.V. Primary methods of internationalisation of higher legal education. The Education and science journal. 2021;23(9):46-80. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-46-80