Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Основные способы интернационализации высшего юридического образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-46-80

Texto completo:

Resumen

Введение. Изучение последних тенденций в области интернационализации высшего образования расширяет теоретические представления о диалектическом характере взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики, а также о соотношении общих направлений развития высшего образования, его национальной и региональной специфик. Анализ опыта интернационализации университетов необходим для выработки различных моделей модернизации высшего образования, включая юридическое, и для обоснования практических рекомендаций по реформированию российской системы высшего образования. К настоящему моменту достигнуто понимание необходимости интернационализации высшего образования в условиях глобализации для повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования, о чем свидетельствует, в частности, Федеральный проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5–100). Интернационализация, будучи залогом оптимизации экспортного потенциала российского высшего образования, крайне необходима для модернизации юридического образования.

Целью исследования являлась оценка продуктивности существующих инструментов международного сотрудничества вузов и формулировка оптимальных подходов к использованию успешных практик мирового и отечественного образовательного пространства для повышения привлекательности российского юридического образования и, как следствие, конкурентоспособности вуза в целом.

Методология, методы и методики. Комплексные, междисциплинарные цели и задачи настоящего обзора предопределили использование сочетания гносеологического и синергетического подходов к подбору его инструментария: первый способствовал углубленному анализу сущности интернационализации и интеграции образования в современные международные процессы, а синергетический подход позволил объединить методы педагогического и правового исследования ради определения оптимальной стратегии интернационализации в подготовке юридических кадров широкого профиля.

Результаты. В статье проведена оценка эффективности имеющихся способов интернационализации российского юридического образования с точки зрения его востребованности среди иностранных студентов; осуществлен комплексный анализ правовых, политических и социальных аспектов актуального состояния привлекательности российского рынка образовательных услуг и необходимости выявления специфики интернационализации высшего юридического образования. Мониторинг опыта межуниверситетского международного сотрудничества позволил определить условия эффективности совместных программ по юриспруденции (создания инновационной образовательной среды, проектной деятельности и гибкой системы управления); проанализировать современные педагогические технологии, применимые к юридическим дисциплинам; определить наиболее оптимальные схемы, используемые российскими и европейскими университетами при осуществлении внешней мобильности студентов и преподавателей; выработать предложения по внедрению в образовательный процесс для российских студентов дисциплин, преподаваемых на иностранных языках как российскими, так и зарубежными преподавателями; предложить меры по совершенствованию государственной политики в искомой сфере, направленные на стимулирование российских университетов развивать международные совместные образовательные программы.

Научная новизна. В статье проанализирован как положительный, так и отрицательный опыт российских университетов по внедрению ключевых инструментов интернационализации высшего юридического образования, систематизированы признанные способы интернационализации высшего образования в целом и сформулированы дополнительные инструменты интеграции, в частности, российского юридического образования в мировое образовательное пространство.

Практическая значимость. Апробированы новые методики, основанные на компетентностном и практико-ориентированном подходах. Разработаны методические инструкции для реализации интернационализации высшего юридического образования с целью повышения конкурентоспособности учебного заведения и востребованности выпускников на рынке труда.

De los autores

А. Горылев
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Russian Federation


Е. Калинина
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Russian Federation


Referencias

1. Осипов П. Н., Зиятдинова Ю. Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 64–69. Режим доступа: http://socis.isras.ru/article/6600 (дата обращения: 06.12.2020).

2. Knight J. Five Myths about Internationalization // International Higher Education. 2011. № 62. P. 14–15. DOI: 10.6017/ihe.2011.62.8532

3. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obrazovanija-kak-faktor-konkurentosposobnosti (дата обращения: 19.09.2021).

4. Краснова Г. А. Интернационализация образования в России и мире [Электрон. ресурс] // Аккредитация в образовании. 2016. № 92. Режим доступа: https://akvobr.ru/v_rossii_i_mire_razvivaetsya_internacionalizaciya_vysshego_obrazovaniya.html (дата обращения: 06.12.2020).

5. Краснощеков В. В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–5. С. 1045–1048. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34289 (дата обращения: 06.12.2020).

6. Золотарева Н. М. Интернационализация отечественного среднего профессионального образования как научно-педагогическая проблема // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 3. С. 127–137.

7. Байденко В. И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. № 11 (27). С. 136–148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148

8. Бобыло А. М., Минаева Е. А. Политика интернационализации российской высшей школы: оценка прошлого, прогноз на будущее // Современная наука и инновации. 2019. № 3 (27). С. 209–217.

9. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы// Вестник РУДН, серия «Международные отношения». 2015. № 3 (15). С. 203–211.

10. Goren H. Students in service of the state: Uncoupling student trips abroad and global competence // International Journal of Educational Development. 2020. № 77 (102226). DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102226

11. Crișan-Mitra C., Borza A. Internationalization in higher education // International Conference «Risk in Contemporary Economy». 16th edition. Galati, Romania; April 2015. P. 187–191.

12. Камынина Н. Р., Грудзинский А. О. Россия в болонском процессе: цель – повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 22–31.

13. Бедный А. Б., Грудзинский А. О. Интернационализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5 (92–93). С. 114–120.

14. Михальченкова Н. А. Интернационализация как направление современной политики в сфере высшего образования // Власть. 2016. № 8. С. 91–97.

15. Chankseliani M. The politics of student mobility: Links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia // International Journal of Educational Development. 2018. № 62. P. 281–288. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.07.006

16. Kamaşak R., Sahan K., Rose H. Academic language-related challenges at an English-medium university // Journal of English for Academic Purposes. 2021. № 49. P. 100945. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100945

17. Dimova S. English language requirements for enrolment in EMI programs in higher education: A European case // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 47. P. 100896. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100896

18. Galloway N., Ruegg R. The provision of student support on English Medium Instruction programmes in Japan and China // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 45. P. 100846. DOI: 10.1016/j.jeap.2020.100846

19. Gaffas Z. M. Students’ perceptions of the impact of EGP and ESP courses on their English language development: Voices from Saudi Arabia // Journal of English for Academic Purposes. 2019. № 42. P. 100797. DOI: 10.1016/j.jeap.2019.100797

20. Lenkaitis C. A., Hilliker S. M., Ouedraogo B. Examining intercultural competence of L3 learners in higher education // International Journal of Educational Research Open. 2020. № 1. P. 100013. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100013

21. Lee C. S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market // International Journal of Educational Development. 2019. № 67. P. 94–102. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.03.001

22. Obregón Biosca S. A. College student mobility in emerging countries: Case study on Universidad Autónoma de Querétaro, México // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020. № 6. P. 100155. DOI: 10.1016/j.trip.2020.100155

23. Walsworth S., Somerville K., Robinson O. The importance of weak friendships for international student satisfaction: Empirical evidence from Canada // International Journal of Intercultural Relations. 2021. № 80. P. 134–146. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.11.004

24. Streitwieser B., Bryant F. B., Drane D., Light G. Assessing student conceptions of international experience: Developing a validated survey instrument // International Journal of Intercultural Relations. 2019. № 68. P. 26–43. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2018.10.004

25. Pylvas L., Nokelainen P. Academics’ perceptions of intercultural competence and professional development after international mobility // International Journal of Intercultural Relations. 2021. № 80. P. 336–348. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.10.004

26. Smith S. H. Paracka D.J. Global learning is shared learning: Interdisciplinary intercultural competence at a comprehensive regional university // International Journal of Intercultural Relations. 2018. № 63. P. 17–26. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2017.11.003

27. Bennell P. The internationalisation of higher education provision in the United Kingdom: Patterns and relationships between onshore and offshore overseas student enrolment // International Journal of Educational Development. 2020. № 74. P. 102162. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102162

28. Anafinova S. The role of rankings in higher education policy: Coercive and normative isomorphism in Kazakhstani higher education // International Journal of Educational Development. 2020. № 78. P. 102246. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102246

29. Hsieh C.-C. Internationalization of higher education in the crucible: Linking national identity and policy in the age of globalization // International Journal of Educational Development. 2020. № 78. P. 102245. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102245

30. Huang F., Daizen T., Kim Y. Challenges facing international faculty at Japanese universities: Main findings from the 2017 national survey // International Journal of Educational Development. 2019. № 71. P. 102103. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.102103

31. Maxwell C. Stratification and conflict – seeking understanding and spaces for optimism // International Journal of Educational Development. 2019. № 71. P. 102–121. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2019.102121

32. Barsoum G. When marketization encounters centralized governance: Private Higher education in Egypt // International Journal of Educational Development. 2020. № 76. P. 102215. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102215

33. Knight J. Doubts and Dilemmas with Double Degree Programs // Globalisation and Internationalisation of Higher Education Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento (RUSC). 2011. Vol. 8, No 2. P. 297–312. Available from: http://www.ecahe.eu/w/images/e/e6/Doubts_and_Dilemmas_with_Double_Degree_Programs.pdf (date of access: 02.01.2021).

34. Де Вит Х. Эволюция компетенций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования (пер. с англ.) // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

35. Зиятдинова Ю. Н. Моделирование системы интернационализации инженерного образования в российском университете // Казанская наука. 2016. № 10. С. 149–151.

36. Khorsandi Taskoh Ali. A Critical Policy Analysis of Internationalization in Postsecondary Education: An Ontario Case Study. The University of Western Ontario, Ontario, Canada; 2014. Available from: ir.lib.uwo.ca/etd/1933/ (date of access: 23.02.2021).

37. Пирогов А. И., Растимешина Т. В. Интернационализация образования в контексте формирования общеевропейского образовательного пространства // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 76–84.

38. Бедный А. Б. Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт Университета Лобачевского // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106 (6). С. 18–25.

39. Ременцова Н. А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 47–58.

40. Beelen J., Jones E. Redefining Internationalization at Home // The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. Dordrecht: Springer. 2015. P. 67–80.

41. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Викторова А. О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 154–157.

42. Левченко В. В., Агрикова Е. В., Упирова В. Г. Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 497–508. DOI: 10.32744/pse.2019.4.38

43. Hudzik John K. Comprehensive Internationalization: From Concept to Action. Washington, District of Columbia: NAFSA: Association of International Educators, 2011. 42 p. Available from: www.voced.edu.au/content/ngv%3A61777 (date of access: 23.12.2020).

44. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Юридическое образование в глобализирующемся обществе // Правоведение. 2017. № 5 (334). С. 16–31.

45. Красильникова Н. В. Интернационализация высшего образования в Европе: опыт Болонского университета // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 163–175.

46. Коровяковский Д. Г. Глобализация и интернационализация как условие конвергенции идей, традиций и концепций юридического образования в мировом пространстве [Электрон. ресурс] // Образование и право. 2016. № 2. С. 178–187. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-internatsionalizatsiya-kak-usloviya-konvergentsii-idey-traditsiy-i-kontseptsiy-yuridicheskogo-obrazovaniya-v (дата обращения: 24.12.2020).

47. Петручак Л. А. Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования // Образование и право. 2020. № 6. С. 191–199. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10630

48. Горылев А. И., Хурчак Н. М., Дронова Ю. А., Краюшкина С. В., Карапетянц И. В. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «юриспруденция». Бильбао (Испания), 2013. 110 c.

49. Горылев А. И., Кузнецова С. Н. Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации (на примере юридического факультета Университета Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 150–155.

50. Marinoni G., de Wit H. Internationalization and Inequality. First Results from the 5th Global Survey of IAU. University World News, January. 2019. Available from: www.universityworldnews.com/post.php?story=20190605094134930 (date of access: 24.12.2020)

51. Altbach P. G., Hazelkorn E. Rankings in the Age of Massification // International Higher Education. 2017. № 89. P. 8–10. DOI: 10.6017/ihe.2017.89.9834


Recensión

Para cita:


Gorylev A.I., Kalinina E.V. Primary methods of internationalisation of higher legal education. The Education and science journal. 2021;23(9):46-80. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-46-80

Número de consultas: 1104


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)