Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Автономная мотивация учителей и увлеченность работой: роль стиля руководства директора школы и психологического климата

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-115-141

Полный текст:

Аннотация

Введение. Зависимость автономной мотивации учителей от стиля руководства директора школы рассматривалась ранее на основе концепции трансформационного лидерства B. Bass, в то время как ее связь со стилями, описанными в концепции K. Levin, исследована недостаточно. Также недостаточно изучены медиаторы связи между стилями руководства и мотивацией учителей. C учетом положений теории самодетерминации к числу таких медиаторов может принадлежать психологический климат коллектива.

Целью исследования стала разработка интегрирующей концепцию стилей лидерства K. Lewin и теорию самодетерминации E. Deci и R. Ryan модели зависимости профессиональной мотивации учителей и их увлеченности работой от стилей лидерства директора школы. Дополнительной задачей стал анализ опосредствующей роли психологического климата коллектива школы.

Методология и методики исследования. Для достижения цели было проведено корреляционное исследование, в котором приняли участие 238 учителей средних школ г. Бийска. Участники отвечали на вопросы батареи психодиагностических методик, включающей опросник профессиональной мотивации, Утрехтскую шкалу увлеченности работой, опросник «Стиль руководства» и методику оценки психологической атмосферы (климата) в коллективе. В ходе обработки данных использовались методы корреляционного и сравнительного анализа, а также линейного структурного моделирования.

Результаты исследования. Разработанная структурная модель демонстрирует, что демократический стиль руководства директора школы прямо связан с автономной мотивацией педагогов непосредственно и опосредованно через психологический климат. Либеральный стиль руководства директора обратно связан с увлеченностью работой учителей. С точки зрения теории самодетерминации эти результаты отражают разные возможности удовлетворения базовых психологических потребностей сотрудников в коллективах с разным психологическим климатом и стилем руководства директора.

Научная новизна заключается в разработке модели, характеризующей связь стилей руководства директоров школ по типологии K. Lewin с автономной мотивацией и увлеченностью работой педагогов. Выявленный эффект частичной медиации связи между демократическим стилем руководства и автономной мотивацией учителей через психологический климат коллектива школы уточняет представления о системе социально-психологических факторов профессиональной мотивации.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования психологической подготовки руководителей школ, оптимизации их стиля управления педагогическим коллективом для поддержания продуктивной мотивации педагогов.

Об авторах

Л. А. Мокрецова
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
Россия

Мокрецова Людмила Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, ректор

Бийск



О. А. Сычев
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
Россия

Сычев Олег Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник

Researcher ID B-7944-2016

Бийск



А. М. Беспалов
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
Россия

Беспалов Александр Михайлович – кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник

Researcher ID J-5859-2017

Бийск



М. С. Власов
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
Россия

Власов Михаил Сергеевич – кандидат филологических наук, доцент, начальник управления научно-исследовательской деятельности

Researcher ID C-3610-2013

Бийск



М. М. Прудникова
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
Россия

Прудникова Марина Михайловна – социолог

Бийск



Список литературы

1. Deci E. L., Olafsen A. H., Ryan R. M. Self-determination theory in work organizations: The state of a science // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. Vol. 4. P. 19–43. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032516-113108

2. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology / Psychologie Canadienne. 2008. Vol. 49, № 3. P. 182–185. DOI: 10.1037/a0012801

3. Ryan R., Deci E. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // The American Psychologist. 2000. Vol. 55, № 1. P. 68– 78. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68

4. Van den Broeck A., Howard J. L., Van Vaerenbergh Y., Leroy H., Gagné M. Beyond intrinsic and extrinsic motivation: A meta-analysis on self-determination theory’s multidimensional conceptualization of work motivation // Organizational Psychology Review. 2021. DOI: 10.1177/20413866211006173 Available from: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/20413866211006173 (date of access: 18.06.2021).

5. Slemp G. R., Field J. G., Cho A. S. H. A meta-analysis of autonomous and controlled forms of teacher motivation // Journal of Vocational Behavior. 2020. DOI: 10.1016/j.jvb.2020.103459 Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0001879120300841 (date of access: 18.06.2021).

6. Pelletier L. G., Rocchi M. Teachers’ Motivation in the Classroom // In: Liu W. C., Wang J. C. K., Ryan R. M. (eds) Building Autonomous Learners: Perspectives from Research and Practice using Self-Determination Theory. Singapore: Springer, 2016. P. 107–127. DOI: 10.1007/978-981-287-630-0_6

7. Van den Berghe L., Soenens B., Aelterman N., Cardon G., Tallir I. B., Haerens L. Within-person profiles of teachers’ motivation to teach: Associations with need satisfaction at work, need-supportive teaching, and burnout // Psychology of Sport and Exercise. 2014. Vol. 15, № 4. P. 407–417. DOI: 10.1016/j.psychsport.2014.04.001

8. Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created “Social Climates” // The Journal of Social Psychology. 1939. Vol. 10, № 2. P. 269–299. DOI: 10.1080/00224545.1939.9713366

9. Bass B. M. Leadership and performance beyond expectations. New York: Free Press, 1985. 191 p.

10. Serin H., Akkaya A. The Relationship Between School Principals’ Perceived Transformational Leadership Behavior and Teachers’ Motivation // International Education Studies. 2020. Vol. 13, № 10. P. 70–87. DOI: 10.5539/ies.v13n10p70

11. Shepherd-Jones A. R., Salisbury-Glennon J. D. Perceptions Matter: The Correlation between Teacher Motivation and Principal Leadership Styles // Journal of Research in Education. 2018. Vol. 28, № 2. P. 93–131. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1201598.pdf (date of access: 20.06.2021).

12. Dickhäuser O., Janke S., Daumiller M., Dresel M. Motivational school climate and teachers’ achievement goal orientations: A hierarchical approach // British Journal of Educational Psychology. 2021. Vol. 91, № 1. P. 391–408. DOI: 10.1111/bjep.12370

13. McCarley T. A., Peters M. L., Decman J. M. Transformational leadership related to school climate: A multi-level analysis // Educational Management Administration & Leadership. 2016. Vol. 44, № 2. P. 322–342. DOI: 10.1177/1741143214549966.

14. Allen N., Grigsby B., Peters M. L. Does leadership matter? Examining the relationship among transformational leadership, school climate, and student achievement // International Journal of Educational Leadership Preparation. 2015. Vol. 10, № 2. Available from: https://www.researchgate.net/publication/284644698_Does_leadership_matter_Examining_the_Relationship_Among_Transformational_Leadership_School_Climate_and_Student_Achievement (date of access: 20.06.2021).

15. Deci E. L. Effects of externally mediated rewards on intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1971. Vol. 18, № 1. P. 105–115. DOI: 10.1037/h0030644

16. Lepper M. R., Greene D. Turning play into work: Effects of adult surveillance and extrinsic rewards on children’s intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 31, № 3. P. 479–486. DOI: 10.1037/h0076484

17. Deci E. L., Betley G., Kahle J., Abrams L., Porac J. When Trying to Win: Competition and Intrinsic Motivation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1981. Vol. 7, № 1. P. 79–83. DOI: 10.1177/014616728171012

18. Amabile T. M., DeJong W., Lepper M. R. Effects of externally imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. Vol. 34, № 1. P. 92–98. DOI: 10.1037/0022-3514.34.1.92

19. Deci E. L., Koestner R., Ryan R. M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125, № 6. P. 627–668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627

20. Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11, № 4. P. 227–268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01

21. Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, № 5. P. 749–761. DOI: 10.1037//0022-3514.57.5.749

22. Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D. D., Sychev O. A. Evaluating the Dimensionality of Self-Determination Theory’s Relative Autonomy Continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43, № 9. P. 1215–1238. DOI: 10.1177/0146167217711915

23. Moreira-Fontán E., García-Señorán M., Conde-Rodríguez Á., González A. Teachers’ ICT-related self-efficacy, job resources, and positive emotions: Their structural relations with autonomous motivation and work engagement // Computers & Education. 2019. Vol. 134. P. 63–77. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.02.007

24. Li M., Wang Z., You X., Gao J. Value congruence and teachers’ work engagement: The mediating role of autonomous and controlled motivation // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 80. P. 113–118. DOI: 10.1016/j.paid.2015.02.021

25. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, № 3. P. 293–315. DOI: 10.1002/job.248

26. Van den Broeck A., Ferris D. L., Chang C.-H., Rosen C. C. A Review of Self- Determination Theory’s Basic Psychological Needs at Work // Journal of Management. 2016. Vol. 42, № 5. P. 1195–1229. DOI: 10.1177/0149206316632058

27. Slemp G. R., Kern M. L., Patrick K. J., Ryan R. M. Leader autonomy support in the workplace: A meta-analytic review // Motivation and Emotion. 2018. Vol. 42, № 5. P. 706–724. DOI: 10.1007/s11031-018-9698-y

28. Haerens L., Vansteenkiste M., Meester A. D., Delrue J., Tallir I., Broek G. V., Goris W., Aelterman N. Different combinations of perceived autonomy support and control: identifying the most optimal motivating style // Physical Education and Sport Pedagogy. 2018. Vol. 23, № 1. P. 16–36. DOI: 10.1080/17408989.2017.1346070

29. Aelterman N., Vansteenkiste M., Haerens L., Soenens B., Fontaine J. R., Reeve J. Toward an integrative and fine-grained insight in motivating and demotivating teaching styles: The merits of a circumplex approach // Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111, № 3. P. 497–521. DOI: 10.1037/edu0000293

30. Northouse P. G. Introduction to Leadership: Concepts and Practice. Los Angeles: SAGE Publications, Inc, 2017. 521 p.

31. Schaufeli W. B. Engaging leadership in the job demands-resources model // Career Development International. 2015. Vol. 20, № 5. P. 446–463. DOI: 10.1108/CDI-02-2015-0025

32. Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, № 3. P. 309–328. DOI: 10.1108/02683940710733115

33. Kanat-Maymon Y., Elimelech M., Roth G. Work motivations as antecedents and outcomes of leadership: Integrating self-determination theory and the full range leadership theory // European Management Journal. 2020. Vol. 38, № 4. P. 555–564. DOI: 10.1016/j.emj.2020.01.003

34. Eyal O., Roth G. Principals’ leadership and teachers’ motivation: Self-determination theory analysis // Journal of Educational Administration. 2011. Vol. 49, № 3. P. 256–275. DOI: 10.1108/09578231111129055

35. Pinkas G. Principal Leadership Styles as Perceived By Elementary School Teachers in Relation To Their Work Motivation // DHS-Društvene i humanističke studije: časopis Filozofskog fakulteta u Tuzli. 2020. Vol. 13. P. 321–344. Available from: http://dhs.ff.untz.ba/index.php/home/article/download/457/362 (date of access: 20.06.2021).

36. Adarkwah M. A., Zeyuan Y. The Paradoxical Relationship between Principals’ Transformational Leadership Styles and Teachers’ Motivation // International Journal of Educational Excellence. 2020. Vol. 6, № 2. P. 15–46. DOI: 10.18562/IJEE.056

37. Eres F. Relationship between teacher motivation and transformational leadership characteristics of school principals // International Journal of Education. 2011. Vol. 3, № 2. P. 1–17. DOI: 10.5296/ije.v3i2.798

38. Осин Е. Н., Горбунова А. А., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю., Кошелева Н. В., Мандрикова (Овчинникова) Е. Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности [Электрон. ресурс] // Организационная психология. 2017. Т. 7, № 4. C. 21–49. Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/2017-7-4/213472437.html (дата обращения: 20.06.2021).

39. Журавлев А. Л. Стиль руководства и организация соревнования // Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. Москва: Наука, 1977. C. 112–148.

40. Fiedler F. E. A theory of leadership effectiveness. New York: McGraw-Hill, 1967. 310 p.

41. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 488 с.

42. Schaufeli W. B., Salanova M., González-Romá V., Bakker A. B. The measurement of engagement and burnout: A two sample confirm


Рецензия

Для цитирования:


Мокрецова Л.А., Сычев О.А., Беспалов А.М., Власов М.С., Прудникова М.М. Автономная мотивация учителей и увлеченность работой: роль стиля руководства директора школы и психологического климата. Образование и наука. 2021;23(9):115-141. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-115-141

For citation:


Mokretsova L.A., Sychev O.A., Bespalov A.M., Vlasov M.S., Prudnikova M.M. Teachers’ autonomous motivation and work engagement: The role of the principal’s democratic leadership style and psychological climate. The Education and science journal. 2021;23(9):115-141. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-115-141

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)