Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О НАУЧНОМ СТАТУСЕ ДИДАКТИКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-85-97

Аннотация

Цель публикации – обоснование научного статуса дидактики, которая относится к социально-гуманитарной отрасли знания. Применительно к дидактике рассматриваются критерии научности (истинность, интерсубъективность, системность и обоснованность), при этом учитываются различные типы научной рациональности (классический и неклассический) и констатируется влияние постмодернизма на дидактику.
Задачи и результаты исследования. Автором предпринята попытка систематизировать дидактические знания, выявить их состав и структуру. Дидактические концепции классифицируются в соответствии с их объектами: процессом обучения в целом, его отдельными компонентами или же аспектами процесса обучения, позволяющими сформировать определенные взгляды на обучение и изучить его с конкретных позиций. Разграничиваются целостно-дидактические, компонентные и аспектные концепции. Дано определение дидактических систем и моделей, показана их иерархия. Освещается вопрос приращения дидактического знания. Кроме традиционных эмпирических и теоретических исследований, обозначен такой тип научных изысканий, как научный проект, обусловленный спецификой объекта дидактики – процессом обучения, полностью конструируемым и реализуемым человеком и не существующим вне деятельности человека. Показано, что положенные в основу научного проекта теоретические идеи детализируются, конкретизируются, дополняются в ходе сопутствующей образовательной практики, т. е. во время исследования происходит слияние теории и практики. Подчеркивается многомерность развития дидактики, в которой особо выделяются два направления: 1) расширение ее содержательного поля в контексте современных социокультурных условий; 2) повышение научного статуса, связанное с совершенствованием понятийного аппарата, систематизацией эмпирически накопленного материала, разработкой новых гипотез, концепций, теорий. Научная новизна исследования заключается в аргументированном утверждении научного статуса дидактики, фиксации ее состава и структуры с позиций методологии. Практическая значимость предпринятой работы состоит в том, что «ревизия», структурирование и систематизация дидактического знания помогут задать векторы дальнейших исследований, которые восполнят дефицит знаний об организации современных процессов обучения.

Об авторе

И. М. Осмоловская

Россия

доктор педагогических наук, заведующая лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО, Москва.



Список литературы

1. Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., Посашков С. А. Концепции постнеклассики и развитие научного знания в XXI веке // Философские науки. 2014. № 3. С. 30–46.

2. Бережнова Е. В. Проблемы выявления специфики педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4. С. 16–24.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. Москва: Просвещение, 1982.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2001.

5. Иванова С. В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: моногр. Москва: ФГНУ ИТИП РАО; Издат. центр ИЭТ, 2012.

6. Ковалева Т. М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. 2013. № 5. С. 51–56.

7. Краснова Л. А. Содержание образования: традиции и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4. С. 35–44.

8. Логвинов И. И. Актуальные проблемы современной дидактики (полемические рассуждения). Москва; Воронеж: НОУ ВПО «МПСУ»; МОДЭК, 2013.

9. Лукацкий М. А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки: моногр. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 2013.

10. Лызь Н. А. Виды и формы педагогического знания // Педагогика. 2013. № 9. С. 12–20.

11. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. Москва: Проспект, 2012.

12. Перминова Л. М. Дидактика: статус, детерминанты развития, теории // Школьные технологии, 2014. № 1. С. 42–47.

13. Garvin D. A Learning In Action: A Guide To Putting The Learning Organizanion To Work, Boston, 2003. 256 p.

14. Orenstein A. C., Hunkins F. P. Curriculum – foundation, principles and issues. Needham Heights, MA, 2003. 188 p.

15. Paivio A. Images in mind: The evolution of a theory. New York, 1991. 400 p.


Для цитирования:


Осмоловская И.М. О НАУЧНОМ СТАТУСЕ ДИДАКТИКИ. Образование и наука. 2014;(9):85-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-85-97

For citation:


Osmolovskaya I.M. SCIENTIFIC STATUS OF DIDACTICS. The Education and science journal. 2014;(9):85-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-85-97

Просмотров: 676


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)