СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-64-74
Аннотация
Цель статьи – на основе анализа и обобщения деятельности учреждений профессионального образования Вологодской области рассмотреть варианты организации региональной системы непрерывного профессионального образования. Показано, что реализация парадигмы ≪образование через всю жизнь≫ в условиях инновационного развития отечественной экономики требует изменения статуса, структуры и содержания среднего профессионального образования. При этом важно не растерять положительный опыт прежней системы воспроизводства квалифицированных кадров, трансформировав его с учетом современных реалий. К сожалению, многие учреждения среднего профессионального образования продолжают функционировать как техникумы советского периода, а государственные образовательные стандарты третьего поколения не в полной мере обеспечивают качество профессионального образования. Между тем существуют пока не получившие широкого распространения примеры успешной и эффективной профессионализации молодежи. Это, в частности, положительно себя зарекомендовавшая модель ≪рабочий – техник – инженер≫, действующая в некоторых профессиональных лицеях.
Научная новизна. Автором сформулированы основные положения построения системы непрерывного профессионального образования, предполагающей интеграцию профессий и их групп по видам экономической деятельности, а также диверсификацию и дифференциацию образовательного процесса.
Практическая значимость. Предлагаемая модель профессиональной подготовки на основе широкой интеграции группообразующих профессий особенно актуальна в ситуации существенного сокращения потребностей предприятий в воспроизводстве квалифицированных кадров и постоянном обновлении списка требующихся специальностей. Подобная модель отвечает тем требованиям, которые сегодня предъявляются к среднему профессиональному образованию, – требованиям гибкости, динамичности, дифференциации и индивидуализации обучения специалистов.
Об авторе
А. А. ЛиствинРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и технологического
образования
Список литературы
1. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. С.-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 240 с.
2. Комплексное развитие системы профессионального образования Вологодской области на 2011–2015 годы. Постановление Правительства Вологодской области от 14.02.2011 № 120.
3. Листвин А. А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях: монография. Череповец: ЧГУ, 2007. 159 с.
4. Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля: монография. Череповец: ЧГУ, 2009. 214 с.
5. Листвин А. А. Непрерывное профессиональное образование: механизмы реализации // Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В. Г. Маралова. Череповец: ЧГУ, 2012. С. 423–441.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р.
7. Спирина Н. А. Брендинг образовательных услуг: понятие, особенности, основные элементы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2009. № 2 (7). С. 68–73.
Рецензия
Для цитирования:
Листвин А.А. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Образование и наука. 2014;(7):64-74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-64-74
For citation:
Listvin A.A. SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION: ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS. The Education and science journal. 2014;(7):64-74. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-64-74