Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-98-112

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – продемонстрировать преимущества использования в подготовке будущих преподавателей такой интерактивной формы обучения, как педагогические тренинги. Во время тренинговых занятий студенты погружаются в квазипрофессиональную учебную деятельность, способствующую активному развитию их личностных качеств и существенно повышающую степень их готовности к предстоящей трудовой деятельности. Представлена типология педагогических тренингов, позволяющая более аргумен-
тированно и последовательно выстраивать этапы подготовки к педагогическим практикам и осуществлять их организацию. Каждому виду практики соответствует конкретный тип педагогического тренинга – учебно-профессиональный, научно-исследовательский, образовательно-проектировочный, интегративный.
Методика и методы. В ходе тренингов предлагается задействовать метод SWOT-анализа, помогающий студентам обрести начальный опыт разбора и поиска решения реальных педагогических ситуаций, актуальных как для конкретной образовательной организации, так и для сферы образования в целом. Для обоснованного проектирования тренинговых заданий, а также для диагностики уровня сформированности компетенций студентов-практикантов авторами на основе метода групповых экспертных оценок и классификации педагогических целей B. Bloom разработана специальная таксономическая модель.

Результаты. Раскрыты новые подходы к организации практики будущих преподавателей профессионального обучения. Показано, что использование тренингов в учебном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с руководителем, давая возможность оперативной коррекции практической деятельности, и значительно повышает эффективность прохождения студентами бакалавриата практик в различных образовательных учреждениях.
Научная новизна. Дополнено содержание понятия «педагогический тренинг», определены цели и задачи таких тренингов. Обосновано применение в ходе педагогического тренинга SWOT-анализа – метода стратегического планирования, заключающегося в выявлении внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Практическая значимость. Внедрение в учебный процесс вуза описанной в публикации авторской методики проведения педагогической практики на основе тренинговых занятий позволяет не только более качественно формировать, но и диагностировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих специалистов.

Об авторах

Т. А. Исаева

Россия

аспирант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск.



О. Ф. Шихова

Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск.



Список литературы

1. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. С.-Петербург: Речь, 2004. 272 с.

2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–35.

3. Гладышев С. A. Как вести себя на тренинге? // Обучение и карьера. 2005. № 35. С. 70.

4. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и перспективы развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 14–20.

5. Ибрагимова Е. В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 185 с.

6. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Педагогическая практика студентов бакалавриата // Сборник научных трудов SWorld: материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании – 2013». Вып. 2, т. 15. Одесса: Куприенко. С. 90–94.

7. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Организация педагогической практики студентов бакалавриата по напралению 050500.62 (Технологическое образование) // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. 2013. № 4 (60). С. 162–165.

8. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1 (21). C. 151–157.

9. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Москва: Смысл, 2007. 688 с.

10. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату. С.-Петербург: Речь, 2007. 336 с.

11. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 4. С. 40–57.

12. Шихова О. Ф., Габдуллина Л. А. Критерии для оценки объективизированности педагогических контрольных материалов // Образование и наука. 2000. № 3. С. 82–85.

13. Щербаков А. В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 181 с.

14. Gibbs G., Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students // Learning in higher education, 2004. № 5 (1). Р. 87–100.

15. Leblanc R. Good teaching: the top ten requirements // The Teaching Professor. 1998. Vol. 12. № 6. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/ tips/pages/GoodTeaching.aspx. (Дата обращения 07.03.2014)

16. Smith M. K. What is pedagogy? The encyclopaedia of informal education. Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy/. (Дата обращения25.02.2014)


Для цитирования:


Исаева Т.А., Шихова О.Ф. ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2014;(9):98-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-98-112

For citation:


Isaeva T.A., Shikhova O.F. TRAINING COURSE AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF STUDENTS’ TEACHING INTERNSHIP. The Education and science journal. 2014;(9):98-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-98-112

Просмотров: 709


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)