Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Анализ представлений директоров школ России о цифровой трансформации

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-182-207

Полный текст:

Аннотация

Введение. Вызов пандемии заставил образовательные организации в России прибегнуть к массовому переходу на дистанционное обучение и ускоренной цифровой трансформации школ. Стало как никогда очевидно, что цифровая трансформация школы не ограничивается простым техническим обновлением ее информационных ресурсов, но предполагает фундаментальное переосмысление деятельности школы с учетом возможностей цифровых технологий.
Целью исследования является изучение опыта цифровой трансформации и пол- нота представлений директоров российских школ о ней как о системном процессе. Предметом исследования являются представления о том, какое системное влияние оказывают процессы цифровой трансформации на школу; опыт сложности при внедрении информационных технологий в образовательном процессе и управлении школой, оценка прогресса цифровизации; представления о факторах успешной цифровой трансформации, требующие критического осмысления опыта внедрения информационных технологий в своей школе, выделения ключевых факторов успеха.
Методология, методы. При помощи компьютерных методов обработки естественного языка анализировались 7 189 анкет, заполненных в общеобразовательных организациях 66 регионов из всех федеральных округов России. Ответы респондентов были категоризованы в соответствии с Европейской рамкой технологически компетентных образовательных организаций DigCompOrg.
Результаты. Обнаружен значительный дисбаланс в частоте ответов: наиболее частотные относятся к категории «Инфраструктура», наименее частотные – к категориям педагогических аспектов цифровой трансформации, в частности, затрагивающих изменения в содержании образования и методах оценки образовательных результатов. Делается вывод о том, что ответы респондентов отражают институциональную позицию директоров школ в существующей образовательной системе – директор государственной школы позиционирует себя скорее, как административный исполнитель и представитель учредителя, а не как лидер педагогического коллектива. При этом обеспечение учебных достижений и развитие учащихся не воспринимается директорами российских школ как приоритетная управленческая задача.
Научная новизна. Новизна исследования заключается в попытке ответить на вопрос, насколько системно воспринимают цифровую трансформацию директора школ, в применении для оценки этого категорий Европейской рамкой технологически компетентных образовательных организаций DigCompOrg, а также в применении методов обработки естественного языка для обработки текстовых ответов на открытые вопросы анкеты, что позволило получить результаты на большой выборке с широким географическим охватом.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использовать при разработке и реализации программ повышения квалификации работников общего, специального и дополнительного образования, связанных с продолжающейся цифровизацией российского образования.

Об авторах

А. А. Дерябин
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Новосибирский государственный технический университет
Россия

Дерябин Андрей Александрович – M. Sci. (Social Psychology), научный сотрудник Федерального института развития образования; ассистент кафедры социологии и массовых коммуникаций

Москва

Новосибирск



И. Э. Бойцов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Бойцов Илья Эдуардович – аспирант факультета экономических наук, департамента прикладной экономики

Москва



А. А. Попов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Институт системных проектов Московского городского университета; Новосибирский государственный технический университет
Россия

Попов Александр Анатольевич – доктор философских наук, доцент, заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; заведующий лабораторией компетентностных практик образования; профессор кафедры социологии и массовых коммуникаций

Scopus Author ID 57220933642

Москва

Новосибирск



П. Д. Рабинович
Центр проектного и цифрового развития образования Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Рабинович Павел Давидович – кандидат технических наук, доцент, руководитель Центра проектного и цифрового развития образования

ResearcherID N-7024-2015

Москва



К. Е. Заведенский
Центр проектного и цифрового развития образования Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Заведенский Кирилл Евгеньевич – заместитель руководителя

Москва



И. С. Царьков
Школа № 29 им. П. И. Забродина
Россия

Царьков Игорь Сергеевич – кандидат технических наук, председатель Центра научного творчества «Поиск»

Подольск



Список литературы

1. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: ВШЭ, 2019. 344 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения 18.07.2021).

2. Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. М.: Образование и информатика, 2018. 120 с.

3. Рабинович П. Д., Заведенский К. Е., Кушнир М. Э., Храмов Ю. Е., Мелик-Парсаданов А. Р. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. 2020. № 5. Стр. 4–14. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14 (11/5)

4. Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Суркова Н. Е. Педагоги в поисках баланса. Последствия перехода школ на дистанционное обучение // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 38–45. DOI: 10.22394/2078−838Х−2020−3−38-45

5. Глухов П. П., Попов А. А. Адаптация организаций дополнительного образования к условиям пандемии в рамках реализации целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/SwyQz (дата обращения: 18.07.2021).

6. Исаева Н. В., Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Школьный барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах [Электрон. ресурс] // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 19.06.2020, № 6. Режим доступа https://www.hse.ru/data/2020/06/19/1607522628/HSE_Covid_06_2020_4_3.pdf (дата обращения: 23.12.2020).

7. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. 2020 December. Vol. 55. Article number 102183. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183

8. Portillo J., Garay U., Tejada E., Bilbao N. Self-perception of the digital competence of educators during the COVID-19 pandemic: A cross-analysis of different educational stages // Sustainability (Switzerland). Vol. 12, № 23. 1 December 2020. Article number 10128, P. 1–13. DOI: 10.3390/su122310128

9. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning [Электрон. ресурс]. Available from: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (date of access:15.02.2021).

10. Navaridas-Nalda F., Clavel-San Emeterio M., Fernández-Ortiz R., Arias-Oliva M. The strategic influence of school principal leadership in the digital transformation of schools // Computers in Human Behavior. 2020. Vol.112. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106481

11. Siddiq F., Scherer R., Tondeur J. Teachers’ emphasis on developing students’ digital information and communication skills (TEDDICS): A new construct in 21st century education // Computers & Education. 2016. Vol. 92–93. P. 1–14. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.10.006

12. Boies K., Fiset J. I do as I think: Exploring the alignment of principal cognitions and behaviors and its effects on teacher outcomes. Educational Administration Quarterly. 2019. Vol. 55, № 2. P. 225–252. DOI: 10.1177/0013161X18785869

13. Leithwood K. A., Patten S., Jantzi D. Testing a conception of how school leadership influences student learning. Educational Administration Quarterly. 2010. Vol. 46. P. 671–706. DOI: 10.1177/0013161X10377347

14. Elkordy A., Iovinelli J. Competencies, Culture, and Change: A Model for Digital Transformation in K-12 Educational Contexts // Ifenthaler D., Hofhues S., Egloffstein M., Helbig C. (eds) Digital Transformation of Learning Organizations. Springer, Cham, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-55878-9_12

15. Храмов Ю. Е., Рабинович П. Д., Кушнир М. Э., Заведенский К. Е., Мелик-Парсаданов А. Р. Готовность школ к цифровой трансформации // Информатика и образование. 2019. № 10. С. 13–20. DOI: 10.32517/0234-0453–2019-34-10-13-20 (7/3)

16. Kampylis P., Punie Y., Devine J. Promoting Effective Digital-Age Learning - A European Framework for Digitally-Competent Educational Organizations; EUR 27599 EN; 2015. DOI: 10.2791/54070

17. Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Аннотированная библиография. М.: Торус Пресс, 2020. C. 18.

18. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: Dig-CompEdu. Punie, Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017. DOI: 10.2760/159770, JRC107466

19. Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. А. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. № 2. С. 72–87. DOI: 10.22394/2078−838Х−2020−2−70−85

20. Волков В. Н. К проблеме определения управленческих задач для директоров школ в зарубежных образовательных системах // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2017. № 185. C. 62–75.

21. Bennett N. Distributed leadership and IT // Voogt J., Knezek G. (eds.). International handbook of information technology in primary and secondary education. Springer International Handbook of Information Technology in Primary and Secondary Education. Vol. 20. Boston, MA: Springer; 2008. P. 597–613. DOI: 10.1007/978-0-387-73315-9_35

22. Hartley D. The emergence of distributed leadership in education: Why now? // British Journal of Educational Studies. 2007. № 55 (2). P. 202–214. DOI: 10.1111/j.1467-8527.2007.00371.x


Рецензия

Для цитирования:


Дерябин А.А., Бойцов И.Э., Попов А.А., Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Царьков И.С. Анализ представлений директоров школ России о цифровой трансформации. Образование и наука. 2021;23(10):182-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-182-207

For citation:


Deryabin A.A., Boytsov I.E., Popov A.A., Rabinovich P.D., Zavedensky K.E., Tsarkov I.S. The analysis of the notions of Russian school principals about digital transformation. The Education and science journal. 2021;23(10):182-207. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-182-207

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)