Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-98-112

Texto completo:

Resumen

Цель статьи – продемонстрировать преимущества использования в подготовке будущих преподавателей такой интерактивной формы обучения, как педагогические тренинги. Во время тренинговых занятий студенты погружаются в квазипрофессиональную учебную деятельность, способствующую активному развитию их личностных качеств и существенно повышающую степень их готовности к предстоящей трудовой деятельности. Представлена типология педагогических тренингов, позволяющая более аргумен-
тированно и последовательно выстраивать этапы подготовки к педагогическим практикам и осуществлять их организацию. Каждому виду практики соответствует конкретный тип педагогического тренинга – учебно-профессиональный, научно-исследовательский, образовательно-проектировочный, интегративный.
Методика и методы. В ходе тренингов предлагается задействовать метод SWOT-анализа, помогающий студентам обрести начальный опыт разбора и поиска решения реальных педагогических ситуаций, актуальных как для конкретной образовательной организации, так и для сферы образования в целом. Для обоснованного проектирования тренинговых заданий, а также для диагностики уровня сформированности компетенций студентов-практикантов авторами на основе метода групповых экспертных оценок и классификации педагогических целей B. Bloom разработана специальная таксономическая модель.

Результаты. Раскрыты новые подходы к организации практики будущих преподавателей профессионального обучения. Показано, что использование тренингов в учебном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с руководителем, давая возможность оперативной коррекции практической деятельности, и значительно повышает эффективность прохождения студентами бакалавриата практик в различных образовательных учреждениях.
Научная новизна. Дополнено содержание понятия «педагогический тренинг», определены цели и задачи таких тренингов. Обосновано применение в ходе педагогического тренинга SWOT-анализа – метода стратегического планирования, заключающегося в выявлении внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Практическая значимость. Внедрение в учебный процесс вуза описанной в публикации авторской методики проведения педагогической практики на основе тренинговых занятий позволяет не только более качественно формировать, но и диагностировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих специалистов.

De los autores

Т. Исаева

Russian Federation


О. Шихова

Russian Federation


Referencias

1. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. С.-Петербург: Речь, 2004. 272 с.

2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–35.

3. Гладышев С. A. Как вести себя на тренинге? // Обучение и карьера. 2005. № 35. С. 70.

4. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и перспективы развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 14–20.

5. Ибрагимова Е. В. Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 185 с.

6. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Педагогическая практика студентов бакалавриата // Сборник научных трудов SWorld: материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании – 2013». Вып. 2, т. 15. Одесса: Куприенко. С. 90–94.

7. Исаева Т. А., Шихов Ю. А. Организация педагогической практики студентов бакалавриата по напралению 050500.62 (Технологическое образование) // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. 2013. № 4 (60). С. 162–165.

8. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1 (21). C. 151–157.

9. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Москва: Смысл, 2007. 688 с.

10. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату. С.-Петербург: Речь, 2007. 336 с.

11. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013. № 4. С. 40–57.

12. Шихова О. Ф., Габдуллина Л. А. Критерии для оценки объективизированности педагогических контрольных материалов // Образование и наука. 2000. № 3. С. 82–85.

13. Щербаков А. В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 181 с.

14. Gibbs G., Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students // Learning in higher education, 2004. № 5 (1). Р. 87–100.

15. Leblanc R. Good teaching: the top ten requirements // The Teaching Professor. 1998. Vol. 12. № 6. Available at: http://www.biz.colostate.edu/mti/ tips/pages/GoodTeaching.aspx. (Дата обращения 07.03.2014)

16. Smith M. K. What is pedagogy? The encyclopaedia of informal education. Available at: http://infed.org/mobi/what-is-pedagogy/. (Дата обращения25.02.2014)


Recensión

Para cita:


Isaeva T.A., Shikhova O.F. TRAINING COURSE AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF STUDENTS’ TEACHING INTERNSHIP. The Education and science journal. 2014;(9):98-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-98-112

Número de consultas: 1745


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)