Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий на основе концепции объяснимого искусственного интеллекта

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-163-190

Texto completo:

Resumen

Введение. Получение профессионального образования в рамках индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) отвечает запросам как самих студентов, так и рынка труда в плане актуальности содержания, гибкости образовательного процесса и технологий обучения. Однако в условиях цифровизации сопровождение ИОТ, включая их планирование и последующее управление обучением, влечет появление новых требований к информационным системам, предназначенных для решения задач управления образовательным процессом вуза. Проблема настоящего исследования определяется существованием противоречия между закономерным для цифровизации интенсивным ростом объемов и разнообразия типов собираемых данных, которые можно и нужно использовать для сопровождения ИОТ, с одной стороны, и отсутствием в соответствующих информационных системах адекватных аналитических инструментов, с другой стороны.
Цель статьи – исследование и апробация методологии цифровизации сопровождения ИОТ, основанной на применении концепции объяснимого искусственного интеллекта для анализа данных цифрового следа студента, содержания документов, регламентирующих образовательный процесс, а также запросов рынка труда.
Методология и методы исследования. Теоретическую основу исследования составляет применение принципов объяснимого искусственного интеллекта к интерпретации данных об образовательном процессе и прогнозированию его результатов для выработки управляющих решений. Для предварительной обработки исходных документов используются методы интеллектуального анализа текстов на естественном языке. Для прогнозирования образовательных результатов применяются модели кластеризации, классификации и регрессии, созданные с помощью методов машинного обучения.
Результаты. Были разработаны и исследованы модели прогнозирования с последующим формированием рекомендаций для задач выбора образовательной программы абитуриентами, выбора элективной дисциплины, формирования команды для группового проекта и трудоустройства в соответствии с профессиональными компетенциями. Разработана компьютерная программа, которая автоматически формирует объективные и объяснимые рекомендации, основанные на экспертных знаниях и результатах прогнозирования. Алгоритм построения рекомендаций разделен на этапы и предусматривает вариативность в принятии решений.
Научная новизна. Предложена методология цифровизации сопровождения ИОТ, отвечающая принципам объяснимого искусственного интеллекта, когда по результатам анализа данных об образовательном процессе выполняется прогноз образовательных результатов и автоматически формируются персонализированные рекомендации. Разработанный подход подтвердил свою результативность при апробации на примере направлений подготовки бакалавриата и магистратуры в области компьютерных наук, информационных технологий и информационной безопасности.
Практическая значимость. Предварительный анализ значительных объемов исходных данных позволил получить объективную информацию о качестве данных, включая содержание и структуру документов, представленных в различных информационных системах вуза. На основании теоретических результатов исследования была разработана рекомендательная система. Она включила специальные сервисы для обучающихся, преподавателей, тьюторов и административных работников, предоставляющие наглядные и ориентированные на конкретного пользователя результаты прогнозов и рекомендации. Тестирование сервисов в Институте математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета подтвердило целесообразность развития функциональных возможностей информационных систем вуза в направлении сбора и анализа данных цифрового следа студента и востребованность результатов этого анализа как субъектами образовательного процесса, так и представителями рынка труда.

De los autores

И. Захарова
Тюменский государственный университет
Russian Federation


М. Воробьева
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Ю. Боганюк
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в си-стеме непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.

2. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266–279.

3. Andrews R., Li J., Lovenheim M. F. Heterogeneous paths through college: detailed patterns and relationships with graduation and earnings // Economics of Education Review. 2014. № 42. P. 93–108. DOI: 10.1016/j.econedurev.2014.07.002

4. Haas C., Hadjar A. Students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // Higher Education. 2020. № 79 (6). P. 1099–1118. DOI: 10.1007/s10734-019-00458-5

5. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

6. Clow D. The learning analytics cycle: closing the loop effectively // Proceedings of the 2nd International Conference on Learning Analytics and Knowledge – LAK’12. 29 April – 2 May 2012. Vancouver, British Columbia, Canada. New York: Association for Computing Machinery, 2012. P. 134–138.

7. Clow D. An overview of learning analytics // Teaching in Higher Education. 2013. № 18 (6). P. 683–695. DOI: 10.1080/13562517.2013.827653

8. Jones K. M. Advising the whole student: eAdvising analytics and the contextual suppression of advisor values // Education and Information Technologies. 2019. № 24 (1). P. 437–458. DOI: 10.1007/s10639-018-9781-8

9. Jones K. M. Just because you can doesn’t mean you should: practitioner perceptions of learning analytics ethics // Libraries and the Academy. 2019. № 19 (3). P. 407–428. DOI: 10.1353/pla.2019.0025

10. Pargman T. C., McGrath C. Mapping the terrain of ethics in learning analytics: A systematic literature review of empirical research // Journal of Learning Analytics. 2021. № 1. P. 1–17. DOI: 10.18608/jla.2021.1

11. Tsai Y. S., Poquet O., Gašević D., Dawson S., Pardo A. Complexity leadership in learning analytics: Drivers, challenges, and opportunities // British Journal of Educational Technology. 2019. № 50 (6). P. 2839–2854. DOI: 10.1111/bjet.12846

12. Kitto K., Knight S. Practical ethics for building learning analytics // British Journal of Educational Technology 2019. № 50 (6). P. 2855–2870. DOI: 10.1111/bjet.12868

13. Castelvecchi D. Can we open the black box of AI? // Nature News. 2016. № 538 (7623). P. 20–23. DOI: 10.1038/538020a

14. Lipton Z. C. The mythos of model interpretability // Communications of the ACM. 2018. № 61 (10). P. 36–43. DOI: 10.1145/3233231

15. Miller T. Explanation in artificial intelligence: Insights from the social sciences // Artificial Intelligence. 2019. № 267. P. 1–38. DOI: 10.1016/j.artint.2018.07.007

16. Gunning D., Aha D. DARPA’s explainable artificial intelligence (XAI) program // AI Magazine. 2019. № 40 (2). P. 44–58. DOI: 10.1609/aimag.v40i2.2850

17. Захарова И. Г. Методы машинного обучения для информационного обеспечения управления профессиональным развитием студентов // Образование и наука. 2018. Т. 23, № 9. С. 91–114. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-9-91-114

18. Bird S., Klein E., Loper E. Natural language processing with Python: Analyzing Text with the natural language toolkit. Sebastopol. CA: O’Reilly Media, 2009. 504 p.

19. Pedregosa F., Varoquaux G., Gramfort A., Michel V., Thirion B., Grisel O., Duchesnay E. Scikit-learn: Machine learning in Python // Journal of Machine Learning Research. 2011. № 12. P. 2825–2830. Available from: https://www.jmlr.org/papers/volume12/pedregosa11a/pedregosa11a.pdf (date of access: 30.07.2021).

20. Salehi M., Kamalabadi I. N., Ghoushchi M. B. G. Personalized recommendation of learning material using sequential pattern mining and attribute based collaborative filtering //Education and Information Technologies. 2014. № 19 (4). P. 713–735. DOI: 10.1007/s10639-012-9245-5

21. Захарова И. Г., Боганюк Ю. В., Воробьева М. С. Павлова Е. А. Диагностика профессиональной компетентности студентов ИТ-направлений на основе данных цифрового следа // Информатика и образование. 2020. № 4. С. 4–11. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-4-4-11

22. Zawacki-Richter O., Marín V. I., Bond M., Gouverneur F. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. № 16(1). P. 1–27. DOI: 10.1186/s41239-019-0171-0

23. Schröer C., Kruse F., Gómez J. M. A Systematic literature review on applying CRISPDM process model // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 18. P. 526–534. DOI: 10.1016/j.procs.2021.01.199

24. Боргест Н. М. Стратегии интеллекта и его онтологии: попытка разобраться // Онтология проектирования. 2019. Т. 9, № 4. С. 407-428. DOI: 10.18287/2223-9537-2019-9-4-407-428

25. George G., Lal A. M. Review of ontology-based recommender systems in e-learning // Computers & Education. 2019. Vol. 142. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103642. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360131519301952 (date of access: 30.07.2021).

26. Guo S., Zeng D., Dong S. Pedagogical data analysis via federated learning toward Education 4.0 // American Journal of Education and Information Technology. 2020. № 4 (2). P. 56–65. DOI: 10.11648/j.ajeit.20200402.13

27. Arrieta A. B., Díaz-Rodríguez N., Del Ser J., Bennetot A., Tabik S., Barbado A., et al. Explainable Artificial Intelligence (XAI): Concepts, taxonomies, opportunities, and challenges toward responsible AI // Information Fusion. 2020. Vol. 58. P. 82–115. DOI: 10.1016/j.inffus.2019.12.012

28. Zhou W., Han W. Personalized recommendation via user preference matching // Information Processing & Management. 2019. № 56 (3). P. 955–968. DOI: 10.1016/j.ipm.2019.02.002


Recensión

Para cita:


Zakharova I.G., Vorobeva M.S., Boganyuk Yu.V. Support of individual educational trajectories based on the concept of explainable artificial intelligence. The Education and science journal. 2022;24(1):163-190. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-163-190

Número de consultas: 1405


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)