СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В XVII–XVIII ВВ.
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-103-114
Аннотация
Цель статьи – показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVII–XVIII вв. и выявить возможность использования историко-педагогического наследия ремесленных школ в современной системе профессионального образования.
Методы: теоретические – историко-генетический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы, систематизация и обобщение выявленных тенденций и особенностей развития ремесленного образования; эмпирические – сбор и накопление фактологического материала; анализ источников, их систематизация и классификация.
Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мастерства в ремесленных школах уральского региона в XVII–XVIII вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в ходе реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к предметно-практической деятельности.
Научная новизна. Предложена структура историко-едагогического наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты.
Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы в современных условиях при проектировании и реализации образовательных программ по ремесленным видам деятельности.
Об авторах
А. В. МоисеевРоссия
соискатель кафедры профессионально-экономического обучения
А. В. Ефанов
Россия
кандидат педагогических наук, директор
Список литературы
1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2.
2. Гончаров С. З. Креативность ремесленной деятельности // III Худяровские чтения. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2008. С. 14–16.
3. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры / Н. К. Чапаев [и др.]. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 196 с.
4. Грибенюк Г. Г. Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала // Педагогическое образование в России. 2008. № 1 (2). С. 60–62.
5. Днепров С. А., Максяшин А. С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала (методология, история и перспективы) // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 89–100.
6. Днепров С. А., Максяшин А. С. Художественное образование в области изобразительного искусства Урала как зеркало модернизаций XVIII–XX вв. // Педагогическое образование в России. 2010. № 2 (9). С. 6–15.
7. Заводской устав В. Н. Татищева (1734–1736 гг.) // Горный журнал. С.-Петербург, 1831. Ч. 3. Кн. 9. С. 316–319.
8. Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах приуральских казенных заводах // Исторический архив. Москва, 1950. Т. V. С. 166–178.
9. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62–64.
10. Силонова О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII–XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми. Екатеринбург: Баско, 2007. 416 с.
11. Чапаев Н. К. Реинтегративная миссия ремесленного образования // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285–291.
Рецензия
Для цитирования:
Моисеев А.В., Ефанов А.В. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В XVII–XVIII ВВ. Образование и наука. 2014;(7):103-114. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-103-114
For citation:
Moiseev A.V., Yefanov A.V. FOUNDATION OF INSTITUTIONAL FORMS OF ARTISAN TRAINING IN THE URAL REGION IN THE XVII–XVIII CENTURIES. The Education and science journal. 2014;(7):103-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-103-114