СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В XVII–XVIII ВВ.
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-103-114
Resumen
Цель статьи – показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVII–XVIII вв. и выявить возможность использования историко-педагогического наследия ремесленных школ в современной системе профессионального образования.
Методы: теоретические – историко-генетический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы, систематизация и обобщение выявленных тенденций и особенностей развития ремесленного образования; эмпирические – сбор и накопление фактологического материала; анализ источников, их систематизация и классификация.
Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мастерства в ремесленных школах уральского региона в XVII–XVIII вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в ходе реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к предметно-практической деятельности.
Научная новизна. Предложена структура историко-едагогического наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты.
Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы в современных условиях при проектировании и реализации образовательных программ по ремесленным видам деятельности.
De los autores
А. МоисеевRussian Federation
А. Ефанов
Russian Federation
Referencias
1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2.
2. Гончаров С. З. Креативность ремесленной деятельности // III Худяровские чтения. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2008. С. 14–16.
3. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры / Н. К. Чапаев [и др.]. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 196 с.
4. Грибенюк Г. Г. Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала // Педагогическое образование в России. 2008. № 1 (2). С. 60–62.
5. Днепров С. А., Максяшин А. С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала (методология, история и перспективы) // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 89–100.
6. Днепров С. А., Максяшин А. С. Художественное образование в области изобразительного искусства Урала как зеркало модернизаций XVIII–XX вв. // Педагогическое образование в России. 2010. № 2 (9). С. 6–15.
7. Заводской устав В. Н. Татищева (1734–1736 гг.) // Горный журнал. С.-Петербург, 1831. Ч. 3. Кн. 9. С. 316–319.
8. Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах приуральских казенных заводах // Исторический архив. Москва, 1950. Т. V. С. 166–178.
9. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62–64.
10. Силонова О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII–XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми. Екатеринбург: Баско, 2007. 416 с.
11. Чапаев Н. К. Реинтегративная миссия ремесленного образования // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285–291.
Recensión
Para cita:
Moiseev A.V., Yefanov A.V. FOUNDATION OF INSTITUTIONAL FORMS OF ARTISAN TRAINING IN THE URAL REGION IN THE XVII–XVIII CENTURIES. The Education and science journal. 2014;(7):103-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-103-114