Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НУЖНА ЛИ ПЕДАГОГИКЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ?

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-115-133

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации – продолжение дискуссии, начатой статьей Ю. В. Ларина ≪Образование в поисках принципа сообразности≫1, о современной методологии педагогической науки; определение критериев принципа культуросообразности и границ применимости постнеклассических подходов в гуманитарном знании.

Методы, использованные автором работы: анализ уществующих точек зрения; формализация характеристик постнеклассической науки; рефлексия педагогического принципа культуросообразности.

Результаты: показано, что постепенная дефундаментализация науки создает предпосылки к размыванию ее методологических оснований. Нередко исследователь идет не от методологии, а от набора инструментария. В ситуации, когда предмет становится все более междисциплинарным, исследователь вынужден интегрировать методики и методы, что вызывает размывание методологии в еще большей степени.

Научная новизна: систематизированы и экстраполированы на гуманитарную сферу основные характеристики постнеклассической науки, на основе чего сформулирован вывод: по причине утраты методологической ясности и фундаментальности образования снижается качество подготовки исследователей; следствием агрессивных форм вульгаризации науки является стихийное развитие клиповой методологии.

Практическая значимость: использование результатов исследования позволяет активизировать теоретико-методологическую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров как в аспирантуре, так и при самообразовании.

Об авторе

В. Л. Бенин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа
Россия
кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, декан социально-гуманитарного факультета


Список литературы

1. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. 2012. № 6. С. 122–135.

2. Бенин В. Л., Фролов О. В. Культурная составляющая компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург: СВ-96, 2012. С. 117–125.

3. Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень: Тюменский университет, 2002. 164 с.

4. Гончаров С. З. Культура – креативная основа образования // Образование и наука. 2014. № 2. С. 73–84.

5. Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образование. Вып. 4. Уфа: БГПУ, 2002. С. 45–52.

6. Загвязинский В. И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука. 2000. № 2. С. 8–15.

7. Игнатова В. А. Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической наука // Образование и наука. 2012. № 6. С. 107–121.

8. Краевский В. В. Проблема разработки образовательных стандартов в контексте модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Оренбург: ОГПУ, 2002. Ч. 1. С. 44–55.

9. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1. С. 3–28.

10. Левитан К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с.

11. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 113–116.

12. Орлова З. Н. Культура и антикультура в процессе социализации личности: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2004. 185 с.

13. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический проект, 2001. 990 с.

14. Хорошкевич Н. Г. Исследование понятия ≪культура≫ в словарной литературе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Памяти профессора Л. Н. Когана: материалы XVII Международной конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 332–339.


Рецензия

Для цитирования:


Бенин В.Л. НУЖНА ЛИ ПЕДАГОГИКЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ? Образование и наука. 2014;(7):115-133. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-115-133

For citation:


Benin V.L. IS THERE A NEED FOR THE POST-NON-CLASSICAL METHODOLOGY IN PEDAGOGY? The Education and science journal. 2014;(7):115-133. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-115-133

Просмотров: 1301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)