Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В АСПЕКТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-134-146

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – установить сущность понятия ≪познавательная компетентность≫ на основе его сравнения с понятиями познавательной самостоятельности и познавательной активности.

Методы: теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательной компетентности, обобщение педагогического опыта; эмпирические – непосредственное наблюдение за ходом учебного процесса в средних школах, беседы с учителями и учащимися школ.

Результаты: выявлены смысловые пересечения познавательной компетентности, самостоятельности и активности, а также их отличительные особенности. Раскрыта значимость познавательной компетентности как адаптационного механизма в ситуациях неопределенности и нестабильности.

Научная новизна исследования: уточнено понятие познавательной компетентности как многокомпонентной системной характеристики личности.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы специалистами в области дидактики для разработки технологий формирования познавательной компетентности школьников.

Об авторе

И. Б. Шмигирилова
Северо-Казахстанский государственный университет, Петропавловск (Казахстан)
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведущая кафедрой информационных систем


Список литературы

1. Аристова Л. П. Активность учения школьника. Москва: Просвещение, 1968. 138 с.

2. Ганелин Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. Ленинград: ЛТУ, 1982. 250 с.

3. Гусева Т. А. Психодиагностические методы исследования познавательной активности в контексте системного подхода // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. Вып. 9. С. 9–15.

4. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах: познавательная активность учащихся и эффективность обучения. Москва: Просвещение, 1966. 437 с.

5. Данилов М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73–95.

6. Дробчик Т. Ю., Невзоров Б. П. Определение термина ≪познавательная самостоятельность≫ в синергетическом подходе к организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 137–144.

7. Иванова Т. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 17–19.

8. Калашникова И. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 173 с.

9. Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 9–15.

10. Кулюткин Ю. Н. Умственная самостоятельность учащихся и проблемы ее развития. Москва, 1986. 94 с.

11. Кухарев Н. В. Формирование умственной самостоятельности. Минск, 1972. 144 с.

12. Лефтерова Т. В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности их самообразовательной деятельности: дис. …канд. пед. наук. Сургут, 2000. 175 с.

13. Медведев И. В. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2. С. 32–42.

14. Мокшина Н. Г. Критерии сформированности познавательной активности студентов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx.

15. Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. 1998. № 3. С. 44–48.

16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-энциклопедический словарь/активность-личности.

17. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982. 255 с.

18. Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: дис. … д-ра пед. наук, Казань, 1976. 483 с.

19. Пустовойтов В. Н. Теория и практика формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2013. 426 с.

20. Ростовецкая Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д., 1975. 297 с.

21. Саранцев Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. 1995. № 4. С. 63–66.

22. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. Минск. 1975. 35 с.

23. Хлестова Е. Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2009. 26 с.

24. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. Москва: ОИРО, 2010. 432 с.

25. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы // Вестник Челябинскогопедагогического государственного университета, Челябинск, 2012. № 5. С. 209–221.

26. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.


Для цитирования:


Шмигирилова И.Б. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В АСПЕКТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Образование и наука. 2014;(7):134-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-134-146

For citation:


Shmigirilova I.B. COGNITIVE COMPETENCE COMPARED TO COGNITIVE INDEPENDENCE AND COGNITIVE ACTIVITY. The Education and science journal. 2014;(7):134-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-134-146

Просмотров: 1460


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)