Просоциальная компетентностная модель будущего педагога
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-11-47
Resumen
Введение. Современные общие и специфические педагогические тенденции, мега-тренды и вызовы в области образования будущего обуславливают необходимость изменений в профессиональной подготовке будущих учителей, уточнения компетентностной модели выпускника педагогического вуза.
Решение в педагогической деятельности задач не только предметного, но и надпредметного, воспитательного, социального, помогающего, командообразующего, проектного содержания делает востребованным формирование у будущих педагогов просоциальных компетенций, позволяющих выстраивать «маршруты помощи от человека к человеку».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирической проверке значимости просоциальных компетенций и установок личности будущих педагогов-воспитателей в структуре компетентностной модели выпускника высшего педагогического образования на основе вызовов и приоритетов образования будущего.
Методология, методы и методики. Исследование базировалось на методологии интегративного, компетентностного, культурологического и просоциального подходов. В качестве метода исследования использовался онлайн-опрос 582 студентов педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Основой для разработки опроса стало проведение контент-анализа и обобщения содержания серии диагностик профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности, а также актуальной нормативной базы в сфере российского образования.
Результаты. В результате были определены 36 элементов-лидеров в составе компетентностной модели будущего педагога, выделены квартили наиболее востребованных просоциальных компетенций: Q1 – «максимально важные», Q2 – «высоко важные», Q3 –
«востребованные», Q4 – «наиболее желательные». Лидерство в рейтинге педагогических компетенций заняли «владение предметом» и «гуманизм, уважение к личности, человечность». Также была выявлена гибкость в видении приоритетов в рамках компетентностной модели будущего педагога в зависимости от факультета обучения в вузе. Наибольшее совпадение помимо указанных компетенций показали: «способность развивать возможности других», «умение помогать», что подтверждает просоциальный вектор определяемой в ответах студентов компетентностной модели будущего педагога.
Научная новизна заключается разработке просоциальной компетентностной модели будущего педагога и в выделении в ее структуре 3-х кластеров регулятивных (устойчивость и адаптивность), аффективных (эмпатия и коммуникация) и стимулирующих (организованность и планирование) компетенций.
Практическая значимость заключается в использовании разработанных материалов как отправных точек в работе по совершенствованию компетентностной модели выпускника педагогического вуза.
De los autores
Е. ЕрошенковаRussian Federation
И. Шаповалова
Russian Federation
Е. Карабутова
Russian Federation
С. Анохина
Russian Federation
О. Мирошникова
Russian Federation
Referencias
1. Леонидова Г. В., Головчин М. А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 7–25. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.1
2. Patton G. C., Sawyer S. M., Santelli J. S., Ross D. A., Afifi R., Allen N. B., Viner R. M. Our future: A Lancet commission on adolescent health and wellbeing // The Lancet. 2016. № 387. P. 2423–2478. DOI: 10.1016/S0140-6736(16)00579-1
3. Dunlap G., Iovannone R., Kincaid D., Wilson K., Christiansen K., Strain P. S. Prevent-Teach-Reinforce: The School-Based Model of Individualized Positive Behavior Support. Baltimore, London, Sydney: Paul H. Brookes Publishing Co., Inc., 2019. 216 p. Available from: https://brookespublishing.com/wp-content/uploads/2021/01/Dunlap_2e_excerpt.pdf (date of access: 16.04.2021).
4. Inagaki T. K., Orehek E. On the benefits of giving social support: When, why, and how support providers gain by caring for others // Current Directions in Psychological Science. 2017. № 26. P. 109–113. DOI: 10.1177/0963721416686212
5. Balliet D., Wu J., De Dreu C. K. W. Ingroup favoritism in cooperation: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2014. № 140. P. 1556–1581. DOI: 10.1037/a0037737
6. Tomasello M., Vaish A. Origins of human cooperation and morality // Annual Review of Psychology. 2013. № 64. P. 231–255. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143812
7. Eisenberg N., Spinrad T. L., Knafo-Noam A. Prosocial development // Lerner R. (Ed.), Handbook of child psychology and developmental science. 7th ed. Hoboken NJ: John Wiley & Sons, 2015. Vol. 3. P. 610–656. DOI: 10.1002/9781118963418.childpsy315
8. Ерошенкова Е. И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 2. С. 3–16. DOI: 10.18413/2313-89712019-5-2-0-1
9. Ерошенкова Е. И., Исаев И. Ф., Ерошенков Н. В., Тарасова С. И., Дуплякина А. В. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 66–79. DOI: 10.32744/pse.2021.1.5
10. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2019. 372 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22280/1/5-8050-0177-2.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
11. Teleuyev G., Isaev I. F., Eroshenkova E. I., Krolevetskaya E. N., Peresypkin A. P., Shumakova I. A. Formation and Development of a Teacher Professional Pedagogical Culture at a High School in Russia: Historical and Educational Context (1755-1917) // The Social Sciences. 2015. № 10. P. 1486–1489. DOI: 10.3923/sscience.2015.1486.1489
12. Heckman J. J., Kauts T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19. № 4. P. 451–464. DOI: 10.1016/j.labeco.2012.05.014
13. Кухтова Н. В., Сотникова Е. И. Паттерны просоциального поведения // Научные труды республиканского института высшей школы. 2020. № 20 (3). С. 156–162. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44046934_94496896.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
14. Samoff J. Which priorities and strategies for education? // International Journal of Educational Development. 1996. Vol. 16. № 3. P. 249–271. DOI: 10.1016/0738-0593(96)00017-X
15. Howard P., Corbett M., Burke-Saulnier A., Young D. Education futures: conservation and change. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forth coming, 2021). 2020. Available from: http://www.anc.edu.ro/wp-content/uploads/2020/09/374087eng.pdf (date of access: 16.04.2021).
16. Schuck S., Aubusson P., Burden K., Brindley S. Uncertainty in teacher education futures: Scenarios, politics and STEM. Springer, 2018. 264 p. Available from: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-981-10-8246-7.pdf (date of access: 16.04.2021).
17. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2017. №. 2 (3). С. 1–14. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-tendentsii-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoyfederatsii/viewer (дата обращения: 16.04.2021).
18. Шукшина Ю. А., Сульдина О. В. Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10 (1). С. 90–94. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37353207_42092111.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
19. Алексейчева Е. Ю. Актуальные подходы к формированию компетентностей будущего // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2020. №. 1. С. 44–50. DOI: 10.25688/2078-9238.2020.33.1.06
20. Асмолов А. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации //Развитие личности. 2009. №. 1. С. 38–63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya-kakinstituta-sotsializatsii/viewer (дата обращения: 16.04.2021).
21. Dreyer W., Hößler U. (Hg.): Perspektiven interkultureller Kompetenz. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 2011. P. 238–254. DOI: 10.13109/9783666403323
22. Скударева Г. Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры / под ред. Скударёвой Г. Н., Романовой Г. А. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. 400 с.
23. Englund C., Olofsson A. D., Price L. The influence of sociocultural and structural contexts in academic change and development in higher education // Higher Education. 2018. № 76 (6). P. 1051–1069. DOI: 10.1007/s10734-018-0254-1
24. Wang M.-T., Degol J. L., Henry D. A. An integrative development-in-sociocultural-context model for children’s engagement in learning // American Psychologist. 2019. № 74 (9). P. 1086–1102. DOI: 10.1037/amp0000522
25. Adams E. C. Economics and the civic mission of social studies education: Two critiques of neoclassicism // Citizenship, Social and Economics Education. 2019. № 18 (1). P. 16–32. DOI: 10.1177/2047173419841915
26. Brennan J. ESSA: Mapping Opportunities for Civic Education. Education Trends // Education Commission of the States. 2017. Apr. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED574090.pdf (date of access: 16.04.2021).
27. Hakimov N. H., Ruziyeva R. K., Muhammadiyeva O. M., Allayarova S. N. Education System Mission in the conditions of civil society Development // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. № 5. P. 832–837. DOI: 10.31838/jcr.07.05.173
28. Маленков В. В. Функции гражданского образования: приоритеты учителей // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 3. С. 35–57. DOI: 10.17853/19945639-2021-3-35-57
29. Martela F., Ryan R. M. The benefits of benevolence: Basic psychological needs, beneficence, and the enhancement of well-being // Journal of Personality. 2016. № 84. P. 750– 764. DOI: 10.1111/jopy.12215
30. Gerbino M., Zuffianò A., Eisenberg N., Castellani V., Luengo Kanacri B. P., Pastorelli C., Caprara G. V. Adolescents’ prosocial behavior predicts good grades beyond intelligence and personality traits // Journal of Personality. 2018. № 86 (2). P. 247–260. DOI: 10.1111/ jopy.12309
31. Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности // Системная психология и социология. 2019. №. 4 (32). С. 79–91. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07
32. Ефремова М. В., Бульцева М. А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн и офлайн-контекстах // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. №. 1. С. 107–126. DOI: 10.17759/sps.2020110107
33. Thielmann I., Spadaro G., Balliet D. Personality and prosocial behavior: A theoretical framework and meta-analysis // Psychological Bulletin. 2020. № 146 (1). Р. 30–90. DOI: 10.1037/bul0000217
34. Longobardi C., Settanni M., Lin S., Fabris M. A Student–teacher relationship quality and prosocial behaviour: The mediating role of academic achievement and a positive attitude towards school // British Journal of Educational Psychology. 2021. DOI: 10.1111/bjep.12378
35. Gouveia V. V., de Oliveira I. C. V., de Moura Grangeiro A. S., Monteiro R. P., de Holanda Coelho G. L. The bright side of the human personality: evidence of a measure of prosocial traits // Journal of Happiness Studies. 2021. № 22 (3). Р. 1459–1480. DOI: 10.1007/s10902-020-00280-2
36. Tsang K. K., Kwong T. L. Teachers’ emotions in the context of education reform: labor process theory and social constructionism // British Journal of Sociology of Education. 2017. № 38:6. Р. 841–855. DOI: 10.1080/01425692.2016.1182007
37. House B. R. How do social norms influence prosocial development? // Current Opinion in Psychology. 2018. № 20. Р. 87–91. DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.08.011
38. Valor C., Antonetti P., Merino A. The relationship between moral competences and sustainable consumption among higher education students // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 248. Р. 119–161. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.119161
39. Johnson M. Where Are Our Values Bred? Sources of Moral Norms // Morality for Humans. 2021. № 2. Р. 48–72. DOI: 10.7208/9780226113548-004
40. Cherniss C. Emotional Intelligence: New Insights and Further Clarifications // Industrial and Organizational Psychology. 2010. № 3. Р. 183–191. DOI: 10.1111/j.17549434.2010.01222.x
41. Платонова Я. С., Савенкова И. А. Оценка эффективности программы социально-эмоционального и просоциального обучения детей начальной школы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. №. 3. С. 26–40. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-3
42. Попова И. В., Серова Е. А. Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. №. 4. С. 86–91. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91
43. Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. №. 4. С. 124–131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131
44. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. Т. 21. №. 6. С. 122–145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145
45. Overgaard C. Rethinking volunteering as a form of unpaid work // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. № 48 (1). Р. 128–145. DOI: 10.1177/0899764018809419
46. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: An analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. 2013. V. 48. Р. 65–73. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.12.034
47. Balve P., Ebert L. Ex Post Evaluation of a Learning Factory–Competence Development Based on Graduates Feedback // Procedia manufacturing. 2019. № 31. Р. 8–13. DOI: 10.1016/j.promfg.2019.03.002
48. Alhamuddin A., Tsaury A. M., Surbiyantoro E., Murniati A. Competence of Islamic higher education graduates from the perspectives of stakeholders in the era of industrial revolution 4.0. // 2nd social and humaniora research symposium (SoRes 2019). Atlantis Press. 2020, March. Р. 117–120. DOI: 10.2991/assehr.k.200225.025
49. Шафоростова Е. Н., Валова А. А. Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения // Открытое образование. 2019. Т. 23. №. 5. С. 54–63. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-5-54-63
50. Кучерявенко С. А., Назарова А. Н., Стенюшкина С. Г. Формирование нового образа и компетенций выпускника – 2030 через призму концепции управления качеством // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2021. 40 (1). С. 60–68. DOI: 10.18413/2712-7451-2021-40-1-60-68
51. Быкова А. В. Вызовы для Российского высшего образования: цифровая трансформация и повышение конкурентоспособности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. №. 2. С. 6–15. DOI: 10.18384/23107219-2020-2-6-15
52. Носко И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза бакалавра педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 14. №. 37. С. 1–6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obscheprofessionalnye-kompetentsii-v-modeli-vypusknika-vuza-bakalavrapedagogiki/viewer (дата обращения: 16.04.2021).
53. Uerz D., Volman M., Kral M. Teacher educators’ competences in fostering student teachers’ proficiency in teaching and learning with technology: An overview of relevant research literature // Teaching and Teacher Education. 2018. № 70. Р. 12–23. DOI: 10.1016/j. tate.2017.11.005
54. Bürgener L., Barth M. Sustainability competencies in teacher education: Making teacher education count in everyday school practice // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 174. P. 821–826. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.10.263
55. Schuler S., Fanta D., Rosenkraenzer F., Riess W. Systems thinking within the scope of education for sustainable development (ESD) – a heuristic competence model as a basis for (science) teacher education // Journal of Geography in Higher Education. 2018. № 42 (2). Р. 192–204. DOI: 10.1080/03098265.2017.1339264
56. Starkey L. A review of research exploring teacher preparation for the digital age // Cambridge Journal of Education. 2020. № 50 (1). Р. 37–56. DOI: 10.1080/0305764X.2019.1625867
57. Сластенин В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. Москва: Прометей, 1991. 143 с.
58. Ерошенкова Е. И. Генезис формирования просоциальной установки будущих педагогов в деятельности студенческих педагогических отрядов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39 (1). С. 36–46. DOI: 10.18413/2712-7451-202039-1-36-46
59. Клеймёнова Е. А. Просоциальность как профессионально важное качество будущего педагога // Психологическая студия: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей каф. прикладной психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Вып. 13. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. С. 112–114. Режим доступа: https://lib.vsu.by/jspui/bitstream/123456789/22054/1/112-114.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
60. Морозикова И. В. Изучение особенностей просоциального поведения студентов вуза (будущих учителей) // Социально-психологические проблемы ментальности/ менталитета. 2018. № 14. С. 60–65. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36647797_20357034.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
61. Itle-Clark S., Comaskey E. A proposal for humane pedagogy // International Journal of Humane Education, 2020. № 1 (1). P. 1–31. Available from: https://www.academia.edu/43723342/A_Proposal_for_a_Humane_Pedagogy (date of access: 16.04.2021).
62. Лейбина А. В., Понс Ф., Семенов Ю. И. Представление российских учителей о доброте и ее проявлениях в педагогической деятельности // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. №. 4. С. 5–20. DOI: 10.21702/rpj.2020.4.1
63. Бомбиери Л., Лебедева Н. М., Галяпина В. Н. Влияние просоциальных установок учителей на отношение учащихся к мигрантам в Италии и в России // Общественные науки и современность. 2019. № 5. С. 142–155. DOI: 10.31857/S086904990006568-6
64. Решетников Е. А., Овчинников О. М. Педагогическая профилактика дезадаптированного поведения молодежи в условиях образовательного пространства // Глобальный научный потенциал. 2020. №. 11. С. 59–61. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44757833_14076974.pdf (дата обращения: 16.04.2021)/
65. Mukhin M. I. A teacher of the future school // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. № 49 (1). P. 10–23. DOI: 10.32744/pse.2021.1.1
66. Кухтова Н. В. Компоненты «ядра» личности просоциального специалиста помогающих профессий // Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим: материалы Международной научно-практической конференции, 20 ноября 2018 г., Могилев, Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. С. 62–67. Режим доступа: https://libr.msu.by/bitstream/123456789/8544/1/2071s.pdf (дата обращения: 16.04.2021)/
67. Wesley D. C. Eleven Ways to Be a Great Teacher // Educational Leadership. 1998. № 55 (5). Р. 80–81.
68. Klassen R. M., Durksen T. L., Hashmi W. A., Kim L. E., Longden K., Metsapelto R.-L., Poikkeus A.-M., Gyorie J. G. National context and teacher characteristics: Exploring the critical non-cognitive attributes of novice teachers in four countries // Teaching and Teacher Education. 2018. № 72. Р. 64–74. DOI: 10.1016/j.tate.2018.03.001
Recensión
Para cita:
Eroshenkova E.I., Shapovalova I.S., Karabutova E.A., Anokhina S.V., Miroshnikova O.S. Prosocial competency-based model of a future teacher. The Education and science journal. 2022;24(2):11-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-11-47