Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-48-83

Texto completo:

Resumen

Введение. Цифровая образовательная среда становится не только вызовом нового времени, но и важным условием, средством подготовки специалиста новой формации для цифрового общества. В цифровой среде педагогу предстоит научиться организовывать, сопровождать и поддерживать образовательную деятельность обучающихся, выстраивать сетевое взаимодействие, осуществлять контроль и оценивание, создавать гибкое персонализированное освоение материала. Для этого важно осознать новый характер и особенности реализации педагогического управления в условиях глобального процесса цифровизации.

Целью настоящей статьи является осмысление системных изменений, связанных с педагогическим управлением в цифровой образовательной среде, исследование нового содержания структурных компонентов педагогического управления.

Методология, методы и методики. Исследование проведено с опорой на системно-деятельностный, субъектно-личностный и средовой подходы. Использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Ведущим выбран метод онлайн-анкетирования. Респондентами выступили молодые практикующие педагоги, обучающиеся в магистратуре по направлению «Педагогическое образование». Они начинают профессиональную деятельность на этапе становления цифрового общества; им предстоит реализовывать смешанное (дистанционное, цифровое) обучение. Применены методы сравнительно-сопоставительного анализа (сравнение характера управления в классической (аудиторной) и цифровой среде), синтеза и систематизации данных, моделирования. Дополнительно были задействованы методы статистической обработки данных.

Результаты. Уточнена сущность понятия «педагогическое управление в цифровой образовательной среде». Определены особенности и характер педагогического управления в цифровой образовательной среде, выделены его структурные компоненты: мотивационно-целевой, информационно-содержательный, организационно – деятельностный  и контрольно-оценочный. Определены векторы усиления профессиональной подготовки специалистов в сфере образования.

Научная новизна. Новизна исследования заключается в системном осмыслении категории педагогического управления в новых условиях – цифровых; в системно-функциональном описании модели управления в цифровой образовательной среде. Проявляется в возможности пересмотра программы профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте цифровой трансформации образовательного процесса, а также построения инновационных образовательных практик на разных уровнях образования с учетом новой модели педагогического управления в цифровой образовательной среде.

Практическая значимость. Результаты исследования целесообразно использовать для повышения качества профессиональной подготовки педагогов в условиях цифрового и смешанного обучения, совершенствования программ и курсов дополнительного образования, для повышения эффективности организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, реализуемой на базе цифровых инструментов и технологий, на разных уровнях образования. Материал статьи может быть полезен специалистам, изучающим вопросы педагогического менеджмента в профессиональном образовании.

De los autores

С. Куликова
РГПУ им. А. И. Герцена
Russian Federation


О. Яковлева
РГПУ им. А. И. Герцена
Russian Federation


Referencias

1. Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-podgotovkistudentovv-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 29.04.2021).

2. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. Санкт-Петербург: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 384 с.

3. Connolly M., James C., Fertig M. The difference between educational management and educational leadership and the importance of educational responsibility // Educational Management Administration and Leadership. 2019. № 47 (4). P. 504–519. DOI: 10.1177/1741143217745880

4. Fu C., Jiang H., Chen X. Big data intelligence for smart educational management systems // Journal of Intelligent and Fuzzy Systems. 2021. № 40 (2). P. 2881–2890. DOI: 10.3233/JIFS-189328

5. Balli Y. S., Basari S., Kan S. G. The relation between classroom management skills and empathic tendencies of high school teachers’ classroom management skills and empathic tendencies // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2020. № 15 (1). P. 144–152. DOI: 10.18844/cjes.v15i1.4595

6. Valente S., Lourenço A. A. Conflict in the classroom: How teachers’ emotional intelligence influences conflict management // Frontiers in Education. 2020. № 5. DOI: 10.3389/feduc.2020.00005

7. Napitupulu M., Walanda D. K., Poba D., Pulukadang S. H. V. Ace chemistry classroom management with LMS schoology // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2020. № 14 (12). P. 179–185. DOI: 10.3991/IJIM.V14I12.15585

8. Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А. Педагогическое управление в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 (4). С. 46–50. Режим доступа: http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/04/58-4-2018.pdf (дата обращения: 29.04.2021).

9. Киселева Г. Н. Мониторинг качества образования как средство управления для повышения эффективности образовательного процесса // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2020 № 1. С. 103109. DOI: 10.24412/cl-35983-2020-1-103-109

10. Гарбуза Л. Г. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста, не посещающих детский сад // Дошкольная педагогика. 2011. № 10. С. 63–64.

11. Durmaz E., Dinçer F. Ç., Deniz K. Z. A study on the implementation frequency of classroom management strategies by preschool teachers and how useful teachers find them // Elementary Education Online. 2020. № 19 (4). P. 2202–2211. DOI: 10.17051/ilkonline.2020.763849

12. Терентьев В. К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. Москва: Сентябрь, 2002. 160 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/154/41154 (дата обращения: 29.04.2021).

13. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). Москва: Просвещение, 2002. 351 с. Режим доступа: http://li.i-docx.ru/28pedagogika/20907-1-bespalko-obrazovanie-obuchenie-uchastiem-kompyuterov-pedagogika-tretego-tisyacheletiya-bespalko-vladimi.php (дата обращения: 29.04.2021).

14. Яковлева Н. М., Яковлева Н. О. Педагогическое управление: сущность, значение и содержание // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С.34–44. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskiy-podhod-kakstrategiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 29.04.2021).

15. Prilop C. N., Weber K. E., Kleinknecht M. The role of expert feedback in the development of pre-service teachers’ professional vision of classroom management in an online blended learning environment // Teaching and Teacher Education. 2021. № 99 DOI: 10.1016/j.tate.2020.103276

16. Лебедев В. В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»: теория и практика. Москва: Академия АПК и ППРО, 2012. 367 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/valeriy-lebedev/obrazovatelnaya-tehnologiya-dostizhenie-prognoziruemyh-rezultatov-teoriya-i-praktika-uchebnoe-posobie/ (дата обращения: 29.04.2021).

17. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А., Афанасьева Т. П., Рожнова Е. Н. Мониторинг профессионального становления специалистов среднего звена в системе педагогического со-управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 69–79. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_39243357_21500985.pdf (дата обращения: 29.04.2021).

18. Голицына И. Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий // Образовательные технологии и общество. 2003. № 2. С. 77–83. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoeupravlenie-uchebnoy-deyatelnostyu-s-pomoschyu-kompyuternyh-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 29.04.2021).

19. Fackler S., Malmberg L., Sammons P. An international perspective on teacher self-efficacy: Personal, structural and environmental factors // Teaching and Teacher Education. 2021. № 99. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103255

20. Павлова Л. Н. Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1. C. 101–104. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnayamodel-pedagogicheskogo-upravleniya-funktsionirovaniem-i-razvitiem-uchenicheskogokollektiva (дата обращения: 29.04.2021).

21. İhtiyaroğlu N. Analyzing the relationship between happiness, teachers’ level of satisfaction with life and classroom management profiles // Universal Journal of Educational Research. 2018. № 6 (10). P. 2227–2237. DOI: 10.13189/ujer.2018.061021

22. Pluzhnikova N. N. Technologies of artificial intelligence in educational management // Paper presented at the 2020 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology, EMCTECH 2020 Proceedings, DOI: 10.1109/EMCTECH49634.2020.9261561

23. Тринитатская О. Г., Сироткин О. Е., Захарова Л. Г. Трансформация функций управления в условиях новой стратегии образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 35–41 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiyafunktsiy-upravleniya-v-usloviyah-novoy-strategii-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2021).

24. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Москва: Владос, 2002. 320 с. Режим доступа: https://may.alleng.org/d/ped/ped024.htm (дата обращения: 01.05.2021).

25. Nellemann L., Nordestgaard P., Dirckinck-Holmfeld L. Understanding and using big data for educational management // Burgos D. (eds) Radical Solutions and Learning Analytics Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore. 2020. DOI: 10.1007/978-98115-4526-9_12

26. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. Москва: Новая школа, 1997. 352 с.

27. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Москва: Издательство Норма, 2009. 544 с.

28. Bervell B., Umar I. N., Kamilin M. H. Towards a model for online learning satisfaction (MOLS): Re-considering non-linear relationships among personal innovativeness and modes of online interaction // Open Learning. 2020. Vol. 35 (3). P. 236–259. DOI: 10.1080/02680513.2019.1662776

29. Sweta S. Educational Data Mining in E-Learning System // Modern Approach to Educational Data Mining and Its Applications. 2021. Springer Briefs in Applied Sciences and Technology. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-33-4681-9_1

30. Борытко Н. М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 48 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/324/63324/files/Upravlenie_obrazovat_sistemami.pdf (дата обращения: 01.05.2021).

31. Vivakaran M. V., Maraimalai N. Networked learning and learning analytics: A study on the employment of Facebook in a virtual training program // Interactive Learning Environments. 2019. № 27 (2). P. 242–255. DOI: 10.1080/10494820.2018.1460381

32. Ting L. P., Teng S., Chuang K., Lim E. Learning personal conscientiousness from footprints in e-learning systems // Paper presented at the Proceedings IEEE International Conference on Data Mining, ICDM. 2020. November. P. 1292–1297. DOI: 10.1109/ICDM50108.2020.00166

33. Chen P., Chang T., Wu C. Effects of gamified classroom management on the divergent thinking and creative tendency of elementary students // Thinking Skills and Creativity. 2020. № 36. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100664

34. Горычева С. Н., Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов: воспитательный аспект // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 26–29. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-upravlenie-uchebnoy-deyatelnostyu-studentovvospitatelnyy-aspekt (дата обращения: 29.04.2021).

35. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vozmozhnostii-ugrozy (дата обращения: 29.04.2021).

36. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 57–65. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-upravlenie-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 1.05.2021).

37. Никифорова Е. А., Петрова Е. Г., Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда школы и ее влияние на социальные установки обучающихся // Непрерывное образование. 2021. № 1 (35). С. 69–78. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_45635212_17161385.pdf (дата обращения: 29.04.2021).

38. Кудина М. В., Логунова Л. Б., Петрунин Ю. Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о концепции учебника по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10. C. 134–143. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-gumanitarnoe-obrazovanie-v-ekonomike-znaniy (дата обращения: 29.04.2021).

39. Gorozidis G. S., Papaioannou A. G. Teachers’ achievement goals and self-determination to engage in work tasks promoting educational innovations // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 49. P. 46–58. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.05.014

40. Howard N. R. “How Did I Do?”: Giving learners effective and affective feedback // Educational Technology Research and Development. 2021. № 69. P. 123–126. DOI: 10.1007/s11423-020-09874-2

41. Степаненко А., Фещенко А. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). C. 58–62. DOI: 10.17223/16095944/68/9

42. Бударина A. O., Полупан K. Л. (2019). Цифровое управление качеством высшего образования // Высшее образование в России. Т. 28. № 4. С. 93–97. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-4-93-97

43. Amhag L., Hellström L., Stigmar M. Teacher educators’ use of digital tools and needs for digital competence in higher education // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2019. № 35 (4). P. 203–220. DOI: 10.1080/21532974.2019.1646169

44. Nian L., Wei J., Yin C. The promotion role of mobile online education platform in students’ self-learning // International Journal of Continuing Engineering Education and LifeLong Learning. 2019. № 29 (1-2). P. 56–71. DOI: 10.1504/IJCEELL.2019.099244

45. Noskova T., Kulikova S. Communication Models in the Digital Learning Environment // NESinMIS-2019. Proceedings of the XIV International Conference «Educational Strategies in Modern Information», Saint-Petersburg, Russia, April 16, 2019. P. 50–68. Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-2401/PAPER_5.PDF (дата обращения: 29.04.2021).


Recensión

Para cita:


Kulikova S.S., Yakovleva O.V. Pedagogical management in the digital educational environment: Theoretical aspect. The Education and science journal. 2022;24(2):48-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-48-83

Número de consultas: 2103


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)