Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-138-168

Полный текст:

Аннотация

Введение. Исследование посвящено актуальной проблеме, возникшей вследствие глобальной тенденции увеличения количества молодежи, переезжающей из одной страны в другую для получения высшего образования, что часто приводит к стрессу в процессе культурной адаптации.

В данном исследовании в контексте проблемы стресса и адаптации иностранных студентов проводится сравнительный анализ нормативных и индивидуальных ценностей студентов из Китая и студентов из России, обучающихся в российском университете. Актуальность исследования обусловлена существующей потребностью в выявлении психологических ресурсов, способствующих адаптации студентов и преодолению стресса при контакте с новой культурной средой. Ценностные основания рассматриваются нами в качестве потенциальных ресурсов, которые способны влиять на процесс переживания стресса и адаптации.

Цель статьи – кросс-культурный анализ нормативных и индивидуальных ценностных оснований студентов из Китая в контексте переживания ими стресса и адаптации к стрессовым ситуациям в новой культуре и студентов из России, обучающихся вместе с ними.

Методология, методы и методики. В исследовании используется сравнительный анализ ценностей разных культур, комплексный анализ ценностных оснований в контексте переживания стресса и адаптации к стрессовым ситуациям у академических мигрантов.

Результаты и научная новизна. Обнаружено, что ценности, соответствующие культурной специфике родных для студентов стран (Китай и Россия), статистически более выражены среди студентов с низким уровнем переживания стресса. Для студентов с высоким уровнем переживания стресса более характерны ценности, находящиеся за пределами нормативных диапазонов собственной культуры. Выявлено, что гедонистические ценности затрудняют процесс культурной адаптации для студентов как из России, так и из Китая. В исследовании соотношения адаптации к стрессовым ситуациям и переживания стресса обнаружены группы студентов с кросс-культурной спецификой ценностных оснований его переживания. Полученные данные соотносятся с существующими исследованиями о динамики культурных ценностей студентов Китая и России, а также представляют базу для дальнейших исследований стресса и адаптации в условиях совместного обучения представителей разных культур.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при анализе подверженности стрессу студентов из России и Китая и последующем формировании стратегий его переживания и адаптации. Выявленная специфика культурных ценностных оснований может быть использована для формирования потенциальных ресурсов преадаптации к стрессовым ситуациям среди студенческой молодежи.

Об авторах

Е. И. Колтунов
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Колтунов Евгений Иванович – научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии»

AuthorID 903-340, SPIN-код 7528-1460

Челябинск



В. Г. Грязева-Добшинская
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», профессор кафедры «Психология развития и возрастное консультирование»

AuthorID 304-899, SPIN-код 3365-4221

Челябинск



Ю. А. Дмитриева
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Дмитриева Юлия Александровна – старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», старший преподаватель кафедры «Психология развития и возрастное консультирование»

AuthorID 717-663, SPIN-код 8905-1395

Челябинск



Н. В. Маркина
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Россия

Маркина Нина Витальевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управления, экономики и права

AuthorID 245-700, SPIN-код 1795-9277

Челябинск



Ц. Чжи
Шэньянский политехнический университет
Китай

Чжи Цзинь – доцент, преподаватель русского языка 

Шэньян



Е. С. Набойченко
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Набойченко Евгения Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования 

 AuthorID 391-572, SPIN-код 2201-3224

Екатеринбург



Список литературы

1. Kim Y. Y. Integrative Communication Theory of Cross-Cultural Adaptation // The International Encyclopedia of Intercultural Communication. 2017. DOI: 10.1002/9781118783665.ieicc0041 Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/9781118783665.ieicc0041 (date of access: 13.02.2021).

2. Бойко З. В. Кросс-культурные особенности уверенности студентов из Китая и Эквадора // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 2. С. 85–89.

3. Батоцыренов В. Б., Эрдынеева К. Т. Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 2. С. 73–78.

4. Лебедева Ю. В. Сравнительное исследование эмпатии у студентов из России и Китая // Образование и наука. 2016. № 4. С. 65–80. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-4-65-80

5. Minkov M., Hofstede G. The evolution of Hofstede’s doctrine // Cross Cultural Management: An International Journal. 2011. Vol. 18, № 1. P. 10–20. DOI: 10.1108/13527601111104269

6. Minkov M., Dutt P., Schachner M., Morales O., Sanchez C., Jandosova J., Kassenbekov Y., Mudd B. A revision of Hofstede’s individualism-collectivism dimension: A new national index from 56-country study // Cross Cultural and Strategic Management. 2017. Vol. 24, № 3. P. 386–404. DOI: 10.1108/CCSM-11-2016-0197

7. Minkov M., Kaasa A. A test of Hofstede’s model of culture following his own approach // Cross Cultural & Strategic Management. 2020. Vol. 28, № 2. P. 384–406. DOI: 10.1108/CCSM-05-2020-0120

8. Xiumei S., Jinying W. Interpreting Hofstede Model and GLOBE Model: Which Way to Go for Cross-Cultural Research? // International Journal of Business and Management. 2011. Vol. 6, № 5. P. 93–99. DOI: 10.5539/ijbm.v6n5p93

9. Inglehart R. F. Cultural Evolution: People’s Motivations Are Changing and Reshaping the World. // American Journal of Sociology. 2018. Vol. 125, № 5. P. 273–278. DOI: 10.1086/708024

10. Bomhoff E. J., Gu M. L. East Asia remains different: a comment on the Index of “Self-Expression Values” // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43, № 3. P. 373– 383. DOI: 10.1177/0022022111435096

11. Lavrič M., Gavrilović D., Puzek I., Klanjšek R. Values and value shifts in four countries of south-east Europe: retraditionalization, erosion of trust and the decline in public morality // Facta Universitatis. Series: Philosophy, Sociology, Psychology and History. 2019. Vol. 18, № 2. P. 55–66. DOI: 10.22190/FUPSPH1902055L

12. Kaasa A., Minkov M. Are the World’s National Cultures Becoming More Similar? // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2020. Vol. 51, № 7-8. P. 531–550. DOI: 10.1177/0022022120933677

13. Beugelsdijk S., Welzel C. Dimensions and Dynamics of National Culture: Synthesizing Hofstede With Inglehart // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, № 10. P. 1469–1505. DOI: 10.1177/0022022118798505

14. Schwartz S. H. Cultural Value Orientations: Nature & Implications of National Differences. Psychology // Journal of the Higher School of Economics. 2008. Vol. 5, № 2. P. 37–67.

15. Смолина Т. Л. Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 282–287.

16. Комарова А. И. Социальный и эмоциональный интеллект: кросс-культурное исследование // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. № 5. С. 30–35.

17. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Г. Асмолова. Москва: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 76–101.

18. Петровский В. А. Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Г. Асмолова. Москва: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 331–362.

19. Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012 № 2 (1). Available from: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=orpc (date of access: 13.02.2021).

20. Рубцов В. В., Эльконин Б. Д. Творческий потенциал культуры и человеческое развитие // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 4. С. 41–51. DOI: 10.17759/chp.2018140406

21. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 157 с.

22. Ясюкова Л. А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2007. 128 с.

23. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 336 с.

24. Deng X., Ding X. Contra-Hedonic Attitudes Toward Pleasant Emotions in China: Links to Hedonism, Emotion Expression, and Depression. Journal of Social and Clinical Psychology. 2019. Vol. 38, № 2. P. 140–159. DOI: 10.1521/jscp.2019.38.2.140

25. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia. 2018. Vol. 11, № 3. P. 36–52. DOI: 10.11621/pir.2018.0303

26. Lin L., Chan H.-W. The Associations Between Happiness Motives and WellBeing in China: The Mediating Role of Psychological Need Satisfaction and Frustration // Front Psychology. Personality and Psychology. 2020. № 11. Article number 2198. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.02198. Available from: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.02198/full (date of access: 13.02.2021).

27. Sun J., Ryder A. G. The Chinese Experience of Rapid Modernization: Sociocultural Changes, Psychological Consequences? In: Front Psychology Personality and Psychology. 2016. № 7. Article number 477. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00477 Available from: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00477/full (date of access: 13.02.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Колтунов Е.И., Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Маркина Н.В., Чжи Ц., Набойченко Е.С. Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование. Образование и наука. 2022;24(2):138-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-138-168

For citation:


Koltunov E.I., Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Y.A., Markina N.V., Zhi J., Naboichenko E.S. Value foundations of experiencing stress and adaptation of students: Cross-cultural study. The Education and science journal. 2022;24(2):138-168. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-138-168

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)