Буллинг и кибербуллинг в современной школе
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-169-205
Аннотация
Введение. Одним из аспектов цифровизации образования является перенос межличностных отношений и групповых процессов в виртуальную среду. Буллинг, одна из серьезнейших проблем школьных сообществ, так же актуальна и при общении в интернете. Опасность как буллинга, так и кибербуллинга в том, что данные процессы могут протекать в среде обучающихся скрыто от взрослых. Возможность неявного протекания травли затрудняет противодействие, так как со стороны ситуация может представляться благополучной. По этой же причине реальный масштаб явления не очевиден и нуждается в оценке и регулярном уточнении.
Цель. Исследование субъективных представлений обучающихся о проявлениях и опыте буллинга и кибербуллинга в образовательной и интернет-среде.
Методология, методы и методики. Для исследования проблемы была разработана анкета, позволяющая выявить тип и форму участия в буллинге и кибербуллинге. Анкетирование проводилось среди 1762 обучающихся среднего звена организаций общего и среднего профессионального образования (ООО и СПО) Екатеринбурга и Свердловской области.
Результаты. Было выявлено наличие как буллинга, так и кибербуллинга в образовательных организациях Свердловской области. Были установлены наиболее распространенные формы обоих типов преследования и распределение по типам участия. Распределение в школьном буллинге: жертвы – 35,5 %, зачинщики – 15,7 %, рядовые участники – 11,5 %, свидетели – 42,0 %. В школьном кибербуллинге: жертвы – 20,4 %, агрессоры – 7,7 %, подстрекатели – 4,7 %, рядовые участники – 6,4 %, свидетели – 20,4 %. Трансформация буллинга в цифровом пространстве сохраняет структуру и типы участия, но адаптирует формы преследования и степень вовлеченности участников. Можно утверждать, что вовлеченность в кибербуллинг (во всех ролях) ниже вовлеченности в школьный буллинг. Результаты позволяют начать исследование зависимости форм и мотивации участников травли от пространства, в котором реализуются эти отношения.
Научная новизна. В работе предлагается сквозное сравнение различных форм буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах, фиксируемое у представителей разных форм травли (жертва, преследователь, свидетель).
Практическая значимость. Предлагаемый в работе опросник может быть использован в дальнейшем для аналитического исследования буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах.
Об авторах
В. Л. НазаровРоссия
Назаров Владимир Лазаревич – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; профессор кафедры проектного управления в образовании Института развития образования Свердловской области
Екатеринбург
Н. В. Авербух
Россия
Авербух Наталья Владимировна – старший преподаватель учебно-научного центра «Информационная безопасность» Института радиоэлектроники и информационных технологий – РтФ
Екатеринбург
A. B. Буйначева
Россия
Буйначева Анна Владиславовна – заведующий лабораторией кафедры филологии Специализированного учебно-научного центра
Екатеринбург
Список литературы
1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
2. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1. C. 72–90.
3. Бочкарева Е. В., Стренин Д. А. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 1. С. 91–97. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(1).91-97
4. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177–191.
5. Varela J. J., Sánchez P. A., De Tezanos-Pinto P., et al. School Climate, Bullying and Mental Health among Chilean Adolescents // Child Indicators Research. 2021. DOI: 10.1007/s12187-021-09834-z Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s12187-02109834-z (date of access: 30.11.2021).
6. Masalha A., et al. The Prevalence and Factors Associated with Bullying Behavior among School Students: A Review Paper // EC Psychology and Psychiatry 2021. Vol. 10, № P. 27–34. Available from: https://www.researchgate.net/publication/353692030_The_Prevalence_and_Factors_Associated_with_Bullying_Behavior_among_School_Students_A_Review_Paper (date of access: 30.11.2021).
7. Zhang H., Chen C. “They Just Want Us to Exist as a Trash Can”: Parents of Children with Autism Spectrum Disorder and Their Perspectives to School-Based Bullying Victimization Contemporary School Psychology. 2021. DOI: 10.1007/s40688-021-00392-3 Available from: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs40688-021-00392-3 (date of access: 30.11.2021).
8. Yang Ch., Lin X., Stomski M. Unequally Safe: Association Between Bullying and Perceived School Safety and the Moderating Effects of Race/Ethnicity, Gender, and Grade Level // School Psychology Review. 2021. Vol. 50, № 2-3. P. 274–287. DOI: 10.1080/2372966X.2020.1860427
9. Venter E., Du Plessis E. Bullying in schools – The educator’s role // Koers – Bulletin for Christian Scholarship. 2012. Vol. 77, № 1. Article number 34. DOI: 10.4102/koers.v77i1.34 Available from: https://www.koersjournal.org.za/index.php/koers/article/view/34 (date of access: 30.11.2021).
10. Hidayati E., Cahyani C., Rahayu D., Mubin M., Nurhidayati T. The Anticipation of Schools Bullying // South East Asia Nursing Research. 2020. Vol. 2, № 4. P. 25–31. DOI: 10.26714/seanr.2.4.2020.25-31
11. Lessard L. M., Puhl R. M. Reducing Educators’ Weight Bias: The Role of SchoolBased Anti-Bullying Policies // Journal of School Health. 2021. Vol. 91, № 10. P. 796–801. DOI: 10.1111/josh.13068
12. Schneider S., O’Donnell L., Stueve A., Coulter R. Cyberbullying, School Bullying, and Psychological Distress: A Regional Census of High School Students // American Journal of Public Health. 2012. Vol. 102, № 1. P. 171–177. DOI: 10.2105/AJPH.2011.300308 Available from: https://ajph.aphapublications.org/doi/10.2105/AJPH.2011.300308 (date of access: 30.11.2021).
13. Pichel R., Foody M., Norman J., Feijóo S., Varela J., Rial A. Bullying, cyberbullying and the overlap: What does age have to do with it? // Sustainability (Switzerland). 2021. № 13 (15). Article number 8527. DOI: 10.3390/su13158527 Available from: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/15/8527 (date of access: 30.11.2021).
14. Кнышова Л. П., Артюхина А. И., Чумаков В. И. Кибербуллинг как социально-педагогическая проблема // Образовательный вестник «Сознание 2020». 2020. Т. 22, № 4. С. 5–9. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-5-9
15. Kalende M. K., Keser H. K. Cyberbullying awareness in secondary and high schools // World Journal on Educational Technology Current Issues. 2018. Vol. 10, № 4. P. 25–36. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1193802 (date of access: 30.11.2021).
16. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Минского университета. 2017. № 3. С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-17
17. Tzani-Pepelasi C., Ioannou M., Synnott J., Ashton S.-A. Comparing factors related to school-bullying and cyber-bullying // Crime Psychology Review. 2018. Vol. 4, № 1. P. 1–25. DOI: 10.1080/23744006.2018.1474029
18. Marzano G., Lubkina V. Cyberbulling and Real Reality // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientifical Conference. Rezekne, 2013. Vol. II. P. 412– 422. DOI: 10.17770/sie2013vol2.598
19. Yokotani K., Ban N., Ayukawa J., Itakura N., Hasegawa K. Aftereffect of Adolescences’ Experience of Cyber Bullying on Their Mental Health: A retrospective survey // International Journal of Brief Therapy and Family Science. 2014. Vol. 4, № 2. P. 45–56. DOI: 10.35783/ijbf.4.2_45
20. Новикова М. А., Реан А. А., Коновалов И. А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом [Электрон. ресурс] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90 Режим доступа: https://vo.hse.ru/en/2021-3/508087696.html (дата обращения: 30.11.2021).
21. Соболевская О. В. Привычное зло. Как распространяется школьный кибербуллинг [Электрон. ресурс]. Новости: Научно-образовательный портал IQ. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/310155222.html (дата обращения: 30.11.2021).
22. Topcu Ç., Yıldırım A., Erdur-Baker Ö. Cyber Bullying @ Schools: What do Turkish AdolescentsThink? // International Journal for the Advancement of Counselling. 2013. № 35. P. 139–151. DOI: 10.1007/s10447-012-9173-5
23. Bastiaensens S., Vandebosch H., Poels K., Van Cleemput K., DeSmet A., De Bourdeaudhuij I. Cyberbullying on social network sites. An experimental study into bystanders’ behavioural intentions to help the victim or reinforce the bully // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 31. P. 259–271. DOI: 10.1016/j.chb.2013.10.036
24. Pabian S., Vandebosch H., Poels K., Van Cleemput K., Bastiaensens S. Exposure to cyberbullying as a bystander: An investigation of desensitization effects among early adolescents // Computers in Human Behavior. 2016. № 62. P. 480–487. DOI: 10.1016/j. chb.2016.04.022 Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0747563216302977?via%3Dihub (date of access: 30.11.2021).
25. DeSmet A., Bastiaensens S., Van Cleemput K., Poels K., Vandebosch H., Deboutte G., Herrewijn L., Malliet S., Pabian S., Van Broeckhoven F., De Troyer O., Deglorie G., Van Hoecke S., Samyn K., De Bourdeaudhuij I. The efficacy of the Friendly Attac serious digital game to promote prosocial bystander behavior in cyberbullying among young adolescents: A cluster-randomized controlled trial // Computers in Human Behavior. 2018. № 78. P. 336–347. DOI: 10.1016/j.chb.2017.10.011 Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S074756321730585X?via%3Dihub (date of access: 30.11.2021).
26. Bastiaensens S., Van Cleemput K., Vandebosch H., Poels K., DeSmet A., De Bourdeaudhuij I. “Were You Cyberbullied? Let Me Help You”. Studying Adolescents’ Online Peer Support of Cyberbullying Victims Using Thematic Analysis of Online Support Group Fora // In: Vandebosch H., Green L. (eds.) Narratives in Research and Interventions on Cyberbullying among Young People. Springer, 2019, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-04960-7_7 Available from: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-030-04960-7_7 (date of access: 30.11.2021).
27. Obermaier M., Fawzi N., Koch T. Bystanding or standing by? How the number of bystanders affects the intention to intervene in cyberbullying // New Media & Society. 2016. Vol. 18, № 8. P. 1491–1507. DOI: 10.1177/1461444814563519
28. Wang S., Kim K. Effects of victimization experience, gender, and empathic distress on bystanders’ intervening behavior in cyberbullying // The Social Science Journal. Routledge. 2021. P. 1–10. DOI: 10.1080/03623319.2020.1861826
29. Muresan L. M. Bullying аnd Cyberbullying Proximal And Specific Differences In Middle Schools In Romania // European Proceedings of conference: Education, Reflection, Development, Seventh Edition. 2020. P. 536–544. DOI: 10.15405/epsbs.2020.06.53
30. Солдатова Г. У., Ярмина А. Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17–31.
Рецензия
Для цитирования:
Назаров В.Л., Авербух Н.В., Буйначева A.B. Буллинг и кибербуллинг в современной школе. Образование и наука. 2022;24(2):169-205. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-169-205
For citation:
Nazarov V.L., Averbuk N.V., Buinacheva A.V. Bullying and cyberbullying in a modern school. The Education and science journal. 2022;24(2):169-205. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-169-205