ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16
Аннотация
Статья посвящена острой дискуссионной методологической проблеме педагогики: что является и что должно быть основополагающим принципом современного образования? Опираясь на ретроспективный анализ, автор пытается найти ответы на вопросы, каковы суть и сравнительно-историческая специфика этого ключевого принципа; является ли действительно соответствующим запросам общества и времени то, что декларируется сегодня в качестве генеральной линии отечественными политиками и чиновниками от образования.
Рассмотрены три основных, исторически сложившихся типа образования, каждый из которых имеет особые мировоззренческо-методологические предпосылки. Первый тип (XVII – середина XIX в.), базирующийся на онтологической системе «Человек – Природа», в качестве ведущего принципа выдвинул природосообразность. В сложившемся к концу XIX в. втором типе образования, основой которого стала онтологическая система «Человек – Общество», главным принципом является социосообразность. С середины XX в. в научных работах оформляется многомерная онтологическая система «Человек – Природа – Общество – Культура», в которой человек рассматривается как биосоциокультурное существо и которая должна послужить концептуальным фундаментом нового типа образования, где основополагающий принцип – культуросообразность.
По мнению автора статьи, принцип природосообразности соответствует классическому периоду развития педагогики; ориентация на социосообразность позиционирует ее неклассическую стадию; принцип культуросообразности знаменует постнеклассический этап. Поэтому апелляция в современных условиях к принципу природосообразности как главенствующему в образовании и организованном процессе становления человека свидетельствует о движении вспять.
Об авторе
Ю. В. ЛаринРоссия
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Тюменского государственного университета
Список литературы
1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: Феникс +, 2009. 208 с.
2. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 507–573.
3. Гольбах П. А. Избранные произведения в двух томах. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. Т. 1. 718 с.
4. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7. 193–197.
5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.altruism.ru.
6. Загвязинский В. И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11.
7. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 455 с.
8. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. № 10. С. 15–26.
9. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.
10. Королева Н. Е. Принцип культуросообразности как составная часть современной гуманитарно-культурной парадигмы вузовского образования // Вестник университета РАО. 2008. № 1. С. 59–63.
11. Кукуев Е. А. Постнеклассический этап психологической науки // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (5). С. 13–18.
12. Кумарин В. В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004. 624 с.
13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.
14. Полищук В. И. Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С. 106–117.
15. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217.
16. Славой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.
17. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.
18. Полищук В. И. Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С. 106–117.
19. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217.
20. Славой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ларин Ю.В. ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(1):3-16. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16
For citation:
Larin Y.V. EDUCATION IN SEARCH OF THE ADEQUACY PRINCIPLE. The Education and science journal. 2014;1(1):3-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16