ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена острой дискуссионной методологической проблеме педагогики: что является и что должно быть основополагающим принципом современного образования? Опираясь на ретроспективный анализ, автор пытается найти ответы на вопросы, каковы суть и сравнительно-историческая специфика этого ключевого принципа; является ли действительно соответствующим запросам общества и времени то, что декларируется сегодня в качестве генеральной линии отечественными политиками и чиновниками от образования.

Рассмотрены три основных, исторически сложившихся типа образования, каждый из которых имеет особые мировоззренческо-методологические предпосылки. Первый тип (XVII – середина XIX в.), базирующийся на онтологической системе «Человек – Природа», в качестве ведущего принципа выдвинул природосообразность. В сложившемся к концу XIX в. втором типе образования, основой которого стала онтологическая система «Человек – Общество», главным принципом является социосообразность. С середины XX в. в научных работах оформляется многомерная онтологическая система «Человек – Природа – Общество – Культура», в которой человек рассматривается как биосоциокультурное существо и которая должна послужить концептуальным фундаментом нового типа образования, где основополагающий принцип – культуросообразность.

По мнению автора статьи, принцип природосообразности соответствует классическому периоду развития педагогики; ориентация на социосообразность позиционирует ее неклассическую стадию; принцип культуросообразности знаменует постнеклассический этап. Поэтому апелляция в современных условиях к принципу природосообразности как главенствующему в образовании и организованном процессе становления человека свидетельствует о движении вспять.


Об авторе

Ю. В. Ларин
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Тюменского государственного университета


Список литературы

1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: Феникс +, 2009. 208 с.

2. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 507–573.

3. Гольбах П. А. Избранные произведения в двух томах. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. Т. 1. 718 с.

4. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7. 193–197.

5. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.altruism.ru.

6. Загвязинский В. И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11.

7. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 455 с.

8. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. № 10. С. 15–26.

9. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.

10. Королева Н. Е. Принцип культуросообразности как составная часть современной гуманитарно-культурной парадигмы вузовского образования // Вестник университета РАО. 2008. № 1. С. 59–63.

11. Кукуев Е. А. Постнеклассический этап психологической науки // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (5). С. 13–18.

12. Кумарин В. В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004. 624 с.

13. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.

14. Полищук В. И. Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С. 106–117.

15. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217.

16. Славой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.

17. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1–4.

18. Полищук В. И. Традиция воспитания «нового человека» в истории российского образования // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С. 106–117.

19. Резник Ю. М. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 2 (8). Т. 3. С. 198–217.

20. Славой Жижек. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ларин Ю.В. ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПРИНЦИПА СООБРАЗНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(1):3-16. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16

For citation: Larin Y.V. EDUCATION IN SEARCH OF THE ADEQUACY PRINCIPLE. The Education and science journal. 2014;1(1):3-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-3-16

Просмотров: 647

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)