ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-17-27
Аннотация
В статье рассмотрены внутренние проблемы системы среднего профессионального образования, возникающие в связи с реализацией новых компетентностно-ориентированных образовательных стандартов. К этим проблемам относятся прежде всего трудности осознания и освоения непосредственными участниками учебного процесса – студентами и преподавателями – такого многомерного конструкта, как профессиональная компетенция; а также проблема выявления специфики профессиональных компетенций специалиста среднего звена. Показан ряд существующих заблуждений, демонстрирующих, что для устранения препятствий понимания практикующими преподавателями сути компетентностного подхода к обучению и сознательного выстраивания соответствующего типа учебного процесса совершенно недостаточно только научного обсуждения и построения моделей формирования компетенций. Преподаватель должен твердо знать методы, содержательное наполнение и цель своей деятельности, а студент – понимать, чему и для чего он учится. Авторы статьи считают, что задача формирования компетенций в принципе не может быть решена на основе репродуктивных методов. Становление компетентного специалиста среднего звена должно происходить через активизацию его сознания. Создание условий для максимального развертывания разноплановых отношений студента с другими социальными субъектами актуализирует обращение к теории развивающего обучения, которую необходимо адаптировать к условиям среднего профессионального образования. Внутренние аспекты реализации ФГОС СПО далеко не исчерпываются указанными в статье проблемами. Однако именно они являются наиболее острыми. Варианты оптимального решения каждой из описанных проблем могут и должны стать предметом отдельного изучения. В противном случае вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО.
Ключевые слова
Об авторах
Б. И. ШеметРоссия
Заместитель директора Высшего колледжа экономики и сервиса
О. В. Шемет
Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики
Список литературы
1. Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. 2012. № 5. С. 19–22.
2. Кузнецов А. А. Еще раз о концепции образовательных стандартов // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 32–36.
3. Хасан Б. И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: сборник статей. Красноярск, 2003.
4. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31.
5. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностного подхода в ВПО // Педагогика. 2009. № 10. С. 16–22.
6. Шершнева В., Перегожева Е. Педагогическая модель развития компетентности выпускника вуза // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 152–154.
Рецензия
Для цитирования:
Шемет Б.И., Шемет О.В. ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО. Образование и наука. 2014;1(1):17-27. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-17-27
For citation:
Shemet B.I., Shemet O.B. THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS RELATED TO THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2014;1(1):17-27. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-17-27