ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТЬ К МИРОВОМУ ГРАЖДАНСТВУ ИЛИ УТРАТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ?
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-28-43
Аннотация
В статье рассматривается как положительное, так и отрицательное влияние глобализации на государственные системы высшего образования, в том числе в США и России. Анализируется потенциал вузов относительно формирования у студентов способности жить в глобальном мире, т. е. формирования глобальных компетенций и сохранения традиционных национально-культурных ценностей. При помощи сравнительно-исторического метода автор публикации показывает преимущества и недостатки коммерциализированного образования, возможные негативные последствия распространения прагматического подхода, заключающиеся прежде всего в усреднении и упрощении профессионального обучения и утрате культурно-национальной идентичности личности. В качестве альтернативы широко распространившемуся в последнее время прагматическому подходу к подготовке специалистов предлагается осваивать опыт мультикультурного образования, представляющего собой культуросообразную ценностно-ориентированную систему, приоритетами которой являются нравственное и гражданственно-патриотическое воспитание, сохранение национально-культурной специфики населения, ориентация на общечеловеческие ценности. Обосновывается необходимость дополнительного изучения сложившихся зарубежных теории и практики мультикультурного образования для выяснения их применения в российских условиях. Результаты предпринятого исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций для стратегии развития высшей школы, а также при разработке программ учебных курсов по глобалистике, поликультурному образованию и межкультурной коммуникации.
Об авторе
Т. Л. ОсколоваРоссия
Aспирант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, ассистент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений
Список литературы
1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. М., 2008. 425 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. 708 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.
3. Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский фонд культуры, 2006. 336 с.
4. Панарин А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М.: ИФ РАН, 2005. 188 с.
5. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. М.: ИНИОН РАН, 2003. 215 с.
6. Сенько Ю. В. Гуманитарное основание глобализации образования // Философия образования. № 1 (46). 2013. С. 48–51.
7. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М.: ВЦИОМ, 2011. 529 с.
8. Эмих Н. А. Культурная парадигма современного образования: философско-антропологические обоснования. М.: Логос, 2012. 173 с.
9. Banks J. A. Educating citizens in multicultural society. New York: Publishers, 2010. 317 c.
10. Barber M., Donelly K., Rizvi S. An avalanche is coming / Сход Лавины. IPPR, 2013. 77 с.
11. Hunter W. D. Global competencies // Journal of Studies in International education. 2006. Vol. 10, № 3. Р. 267–285.
12. Lambert R. Parsing the Concept of Global Competence, Educational Exchange and Global Competence. New York: Council on International Educational Exchange, 1996. 119 р.
13. Patterson L. M., Carrillo P. B., Salinas R. S. Lessons from a global learning virtual classroom // Journal of International Studies. 2012. № 16 (2). Р. 182–197. URL: http//: jsi.sagepub.com/content/ 16/2/182.full.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Осколова Т.Л. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТЬ К МИРОВОМУ ГРАЖДАНСТВУ ИЛИ УТРАТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ? Образование и наука. 2014;1(1):28-43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-28-43
For citation:
Oskolova T.L. GLOBALIZATION AND HIGHER EDUCATION: A WAY TO THE GLOBAL CITIZENSHIP OR LOSS OF NATIONAL IDENTITY. The Education and science journal. 2014;1(1):28-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-28-43