Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Л. Н. ТОЛСТОЙ О ДУХОВНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-103-115

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования духовной личности в современной системе образования. Общественность и специалисты, занимающиеся вопросами воспитания, единодушно выражают озабоченность тем, что в настоящий период процесс духовнонравственного становления подрастающего поколения осуществляется неудовлетворительно, что во многом обусловлено сложной социокультурной ситуацией в новейшей России. С точки зрения автора, решить проблему возрождения духовности может обращение к богатейшей истории отечественной педагогики, в частности к философско-публицистическому наследию Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Дано определение духовности: в современном понимании это интеллектуальная сущность человека, результат глубинного освоения им знаний о природе, обществе и человеке, проявление в нем подлинно человеческого, возвышающего его над эгоистическими потребностями. Автор публикации считает, что духовность основывается прежде всего на гуманистических ценностях, в том числе принадлежащих религиозной культуре. Показано, что педагогические концепции Толстого и Достоевского привлекательны сегодня тем, что они направлены на свободное формирование личности на основе общечеловеческих идеалов и усиливают гуманистическое движение «развития разумного человека». Положения работ и идеи двух выдающихся писателей-мыслителей XIX в. созвучны декларируемому, но пока не реализованному содержанию образования, в котором, во-первых, человек провозглашается высшей ценностью; во-вторых, все принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности нацелены на активизацию ее творческой деятельности, саморазвитие, самосовершенствование; в-третьих, признается право ребенка на индивидуальность.

Об авторе

С. В. Струценко
Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорск
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета


Список литературы

1. Достоевский Ф. М. О русской литературе. М., 1980. С. 80.

2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1978. Т. 18. С. 63–64.

3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 299.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 124.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 49.

6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 57.

7. Достоевский Ф. М. Эстетика / под ред. А. А. Беляева. М., 1989. С. 83–84.

8. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. С. 31.

9. Педагогический энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 2002. С. 81.

10. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: тезисы докладов научно-практической конференции / под ред. В. А. Фадеева. Рязань: РГПУ, 1996. С. 20.

11. Толстой Л. Н. Круг чтения. СПб.: Прогресс и культура, 1912. 768 с.

12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 456–457.

13. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 398.

14. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1938. Т. 8. С. 306.

15. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 45. С. 367.

16. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1950. Т. 41. С. 533.


Для цитирования:


Струценко С.В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Л. Н. ТОЛСТОЙ О ДУХОВНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(1):103-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-103-115

For citation:


Strutsenko S.V. F. M. DOSTOYEVSKY AND L. N. TOLSTOY ABOUT SPIRITUALITY. The Education and science journal. 2014;1(1):103-115. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-103-115

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)