Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РЕАЛЬНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-116-131

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной и широко обсуждаемой в последнее время проблеме ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Автор считает, что для решения этой проблемы факторы, негативно влияющие на самочувствие детей и подростков, нужно рассматривать не раздельно, а в комплексе. Особое внимание в публикации уделяется таким отрицательно сказывающимся на здоровье растущего человека явлениям, как интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным, половым и функциональным особенностям и возможностям детского организма; недостаткам в организации физической активности школьников; ограниченности объяснительно-иллюстративного метода в деле формирования навыков здорового образа жизни. Отдельную группу составляют факторы, связанные со стилем деятельности и профессиональными характеристиками педагогов. К ним относятся распространенность «стрессовой» тактики педагогических воздействий, некомпетентность учителей в вопросах здоровьесбережения воспитанников, собственное физическое и психическое неблагополучие. Усугубляет ситуацию по обеспечению необходимого уровня здоровья обучающихся отсутствие в образовательных учреждениях штатных психологов и врачей-педиатров. Выделение объективных и субъективных, внутришкольных и внешних причин неудовлетворительного соматического и психического состояния детей и их наставников предопределяет многоуровневый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Обозначены реальные пути нивелирования сложившейся ситуации и изменения ее в лучшую сторону. Направления деятельности по сбережению и укреплению здоровья детского населения представлены как на уровне ответственных за это министерств и ведомств, так и на уровне отдельных образовательных учреждений.

Об авторе

Н. Н. Малярчук
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Доктор педагогических наук, Кандидат медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тюменского государственного университета


Список литературы

1. Базарный В. Ф. Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье ребенка // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 17–22.

2. Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11–16.

3. Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства. М.: Парламенская библиотека, 2013. 50 с.

4. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения. М.: Эксмо, 2006. С. 230–257.

5. Кучма В. Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях – основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков // Школа здоровья. 2012. № 1. С. 3–8.

6. Малярчук Н. Н. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 44–51.

7. Материалы встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с тренерами, спортсменами, ветеранами и экспертами по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года / Библиодосье «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства». М.: Парламенская библиотека, 2013. С. 17–23.

8. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

10. Чимаров В. М. Опыт организации инновационного образовательного учреждения здоровьеформирующей направленностиаров // Валеология. 2009. № 2. С. 22–25.


Для цитирования:


Малярчук Н.Н. РЕАЛЬНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Образование и наука. 2014;1(1):116-131. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-116-131

For citation:


Malyarchuk N.N. ACTUAL WAYS FOR OVERCOMING THE FACTORS ADVERSELY AFFECTING THE CHILDREN AND ADOLESCENTS’ HEALTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The Education and science journal. 2014;1(1):116-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-116-131

Просмотров: 598


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)