Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

АКТИВИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-145-158

Texto completo:

Resumen

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания молодежи. Показано, что особенно остро эта проблема стоит в системе средней профессиональной подготовки, где учащиеся более самостоятельны, чем школьники, но еще не достигли определенной стабильной стадии взрослости. Описаны психолого-педагогические трудности формирования нравственных норм, принципов поведения, жизненной позиции в юношеском возрасте, когда простое декларирование нравственных истин и морализаторство не могут принести положительного результата. Исходя из возрастных психологических особенностей студентов средних профессиональных учебных учреждений, авторы статьи считают, что при организации воспитательной работы на этой ступени образования наиболее целесообразно использовать активные методы диалогического взаимодействия. Предлагается система этико-культурологического просвещения, методологической основой которой является дифференцированное осмысление специфики отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ преподавателями ее образовательного потенциала. Нравственные нормы в современной России отличаются разнообразием и поливариантностью функционирования – сосуществованием традиционного, аристократического, прагматического типов ценностей, знакомство с которыми может стать основой содержания цикла образовательных этико-культурологических дискуссий на занятиях в колледже. Перечислена примерная тематика таких дискуссий, показана их специфика и действенность в побуждении каждого из участников к постоянной моральной самооценке собственных жизненных позиций и поступков. Нравственные ценности, осмысленные студентами, станут основой для их достойного поведения как во время обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности

De los autores

А. Франц
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Russian Federation


О. Белкина
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Russian Federation


Referencias

1. Белкина О. П. Этико-культурологическое просвещение как элемент нравственного воспитания молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции, 25–26 февраля 2010 г. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2010. С. 36–38.

2. Белкина О. П. Этическая дискуссия как путь нравственного совершенствования обучающегося // Акмеология профессионального образования: сб. статей IV региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2007. С. 255–259.

3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь. М.: НМЦСПО, 1999. 538 с.

4. Кибардина М. П. Воспитание нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 188 с.

5. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 447 с.

6. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение,1991. 124 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с.

9. Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 167 с.

10. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (азбука этического плюрализма): учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 336 с.


Recensión

Para cita:


Frants A.S., Belkina O.P. ACTIVATING THE MORAL SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF ETHICS EDUCATION AND CULTURE STUDIES. The Education and science journal. 2014;1(1):145-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-145-158

Número de consultas: 1511


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)