ВЫСОКОРАЗВИТАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-54-72
Аннотация
Известно, что модернизация отечественной высшей школы происходит во многом путем административного давления и вопреки мнению значительной части вузовского сообщества, опасающегося, что новшества неизбежно ведут к снижению качества подготовки студентов и ухудшению условий труда преподавателей. Ведущий контраргумент реформаторов состоит в том, что внедряемые организационные меры (переход на многоуровневую систему подготовки и укрупнение ее направлений; замещение аудиторных занятий самостоятельной работой студентов; рост доли дисциплин по выбору и числа студентов, приходящихся на одного преподавателя; переход к компетентностной парадигме и проч.) давно и успешно реализованы во многих развитых странах. Существующее противоречие автор публикации анализирует в основном в аспекте функционирования информационно-образовательной среды вуза. Основной мыслью статьи является утверждение, что развитие внутренних информационно-образовательных сред (ИОС) в российских вузах – важнейший фактор успешности реформирования отечественного высшего образования. На примере деятельности одного из университетов США показано, какая нагрузка ложится на ИОС в современном учебном учреждении, эффективно осуществляющем многоплановый образовательный процесс. Сопоставляя возможности, материально-техническую базу и структуру ИОС российских и американских университетов, автор приходит к выводу, что такие прогрессивные шаги, как увеличение числа студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, введение системы непрерывного контроля результатов обучения, распространение «включенного» (инклюзивного) образования и т. д., требуют скорейшего интенсивного развития в нашей стране вузовских информационно-образовательных сред, которые пока по степени сформированности, уровню наполнения информационных массивов и продуктивности чаще всего не удовлетворяют даже «дореформенным» требованиям, чему есть многие причины (финансово-экономические, кадровые и иные). Отсутствие синхронизации между попытками сделать высшее профессиональное образование действительно качественным и конкурентоспособным и уровнем развития ИОС университетов, включая все ее их компоненты, тормозит реформу высшей школы.
Об авторе
Е. К. ХеннерРоссия
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета
Список литературы
1. Дохикян Л. С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США: автореф. дис. … канд. пед. наук: Рязань, 2006. 24 с.
2. Павлова Н. А. Реформирование системы высшего образования в США в 80–90-е гг. XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук: Пенза, 2006. 24 с.
3. Каверина Э. Ю. Тенденции развития высшего образования США: автореф. дис. … канд. экон. наук: М., 2007. 24 с.
4. Donald Bruce Johnston. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5–6 (28). С. 92–102.
5. Хеннер В. Зачем Америке столько физиков // Эксперт. 2013. № 39.
6. Хеннер Е. К., Stallmann M. Подготовка специалистов по ИТ: Россия и США // Открытые системы. 2013. № 3. С. 58–62.
7. Гагарина Д. А., Хеннер Е. К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 69–73.
8. Hubwieser P., Armoni M., Brinda T., Dagiene V., Diethelm I.,Giannakos M. N., Knobelsdorf M., Magenheim J., Mittermeir R. T., Schubert
9. S. E. // Информатика в средней школе. Proceedings 16 Annual Conference Reports on Innovation and Technology in Computer Science Education, WorkingGroup Reports. Р. 19–38. ACM, New York (2011).
Рецензия
Для цитирования:
Хеннер Е.К. ВЫСОКОРАЗВИТАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2014;1(1):54-72. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-54-72
For citation:
Khenner Y.K. THE HIGHLY DEVELOPED INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AS A PRECONDITION OF EDUCATIONAL SYSTEM REORGANIZATION. The Education and science journal. 2014;1(1):54-72. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-54-72