КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-
Аннотация
В настоящее время возрастает актуальность аксиологического подхода к управленческой деятельности, в основе которого лежит выявление ценностей, являющихся смыслообразующими для руководите-лей образовательных организаций. С этой точки зрения в статье анализируются классификации ценностей, предложенные Платоном, Аристотелем, Д. Юмом, И. Кантом, В. Франклом, Г. Риккертом, Н. Лосским и другими мыслителями. Автор обосновывает иерархическую классификацию ценностей управленческой деятельности на первом, низшем уровне которой находятся ресурсные ценности, на втором – значимые для достижения ее целей процессуальные ценности, на третьем – ценности труда, его эффективности и результативности, на четвертом, высшем уровне – ценности человека, общества и организации. Результаты ретроспективного анализа экстраполируются на деятельность образовательных организаций. Подчеркивается принадлежность ценностей управления образованием к классу общественных ценностей, которые вытекают из необходимости для человека коллективного труда и общения как средств поддержания и дальнейшего укрепления собственного, личного и общего видового существования. Делается вывод о том, что ценностные диапазоны имеют значительные колебания, зависящие от культурных, средовых и др. особенностей людей, что следует учитывать руководителям образовательных учреждений и всей сферы образования. Эти различия приводят к разным оценкам роли природной среды в жизни общества, роли социальных институтов власти, прав и свобод личности, значимости традиций и новаторства в процессе развития социальных организаций.
Об авторе
А. Б. БакурадзеРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании
Список литературы
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976–1984. Т. 4. 765 с.
2. Аристотель. Этика Никомаха. Рига: Звайгзне, 1985. 230 с.
3. Кант И. Соч.: в 6 т. / общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1965. Т. 4. 544 с.
4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения = Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. СПб.: Наука, 1999. 471 с.
5. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Терра, Республика, 1999. 432 с.
6. Лосский Н. О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Paris: YMCA-PRESS, 1931. 131 c.
7. Риккерт Г. Философия жизни. Минск; Москва: Харвест; АСТ, 2000. 240 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
9. Юм Д. Исследование о человеческом разумении: пер. с англ. М.: Прогресс, 1995. 240 с.
10. Hartman R. S. Formal Axiology and the measurement of values // Value Theory in philosophy and Social science. Ed. by Ervin Laszlo and S. Hilbur. Gordon and Breach, 1973. Р. 27–39.
11. Perry R. B. General Theory of value. N. Y.: Longmans, Green, 1926. XVII, p. 702.
12. Spranger E. Lebensformen: ein Entwurf. Halle/Saale: Niemeyer, 1914. S. 110.
Рецензия
Для цитирования:
Бакурадзе А.Б. КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ. Образование и наука. 2013;(7):102-114. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-
For citation:
Bakuradze A.V. CLASSIFICATION OF VALUES IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL MANAGEMENT. The Education and science journal. 2013;(7):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-