МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА СМЫСЛОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ «КРЕАТИВНОГО ЭТОСА» СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-115-126

Полный текст:


Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о творчестве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тестирование, проводилось в течение нескольких лет (2007–2011 гг.) в Сибирском федеральном университете и в целом охватило 1200 студентов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям.

С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений  демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о творчестве – т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в общем виде совпадает с выводами многих ученых, в частности К. Роджерса, А. Маслоу и др. У студенческой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и образует в понимании учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие и духовность.

Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в педагогике творческой деятельности. Результаты исследования и продолжение регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в развитии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в необходимости разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо- и социотехнические аспекты) и внедрения в образовательный процесс специальных курсов, формирующих творческую компетентность учащихся. 


Об авторе

П. А. Стариков
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии



Список литературы

1. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь. 2006. 416 с.

2. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 300 с.

3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI. 2007. 421 с.

5. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 194 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Стариков П.А. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА СМЫСЛОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ «КРЕАТИВНОГО ЭТОСА» СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2013;(7):115-126. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-115-126

For citation: Starikov P.A. THE COMPLEX ANALYSIS METHOD OF SEMANTIC ASSOCIATIONS IN STUDYING THE STUDENTS’ CREATIVE ETHOS. The Education and science journal. 2013;(7):115-126. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-115-126

Просмотров: 536

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)