МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА СМЫСЛОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ «КРЕАТИВНОГО ЭТОСА» СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о творчестве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тестирование, проводилось в течение нескольких лет (2007–2011 гг.) в Сибирском федеральном университете и в целом охватило 1200 студентов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям.
С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о творчестве – т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в общем виде совпадает с выводами многих ученых, в частности К. Роджерса, А. Маслоу и др. У студенческой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и образует в понимании учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие и духовность.
Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в педагогике творческой деятельности. Результаты исследования и продолжение регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в развитии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в необходимости разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо- и социотехнические аспекты) и внедрения в образовательный процесс специальных курсов, формирующих творческую компетентность учащихся.
Об авторе
П. А. СтариковРоссия
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
Список литературы
1. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь. 2006. 416 с.
2. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 300 с.
3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.
4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI. 2007. 421 с.
5. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 194 с.
Для цитирования:
Стариков П.А. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА СМЫСЛОВЫХ АССОЦИАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ «КРЕАТИВНОГО ЭТОСА» СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2013;(7):115-126. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-115-126
For citation:
Starikov P.A. THE COMPLEX ANALYSIS METHOD OF SEMANTIC ASSOCIATIONS IN STUDYING THE STUDENTS’ CREATIVE ETHOS. The Education and science journal. 2013;(7):115-126. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-115-126