ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46
Аннотация
В статье говорится о том, что современная ситуация в высшем образовании требует не только широкого внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, но и серьезной ревизии традиционных форм и методов обучения. Автор указывает на назревшую необходимость переосмысления роли, места и удельного веса в учебном процессе высшей школы вузовской лекции, которая на протяжении многих столетий являлась основным способом трансляции знаний. Показаны функции и виды лекционных занятий, их достоинства и потенциал. Если информационная функция лекции по объективным причинам заметно теряет свои ведущие позиции (большую часть информации студент сейчас черпает из других источников), то такие ее функции, как установочная, методологическая, смыслообразующая, развивающая и воспитывающая, наоборот, усиливаются и обретают новый смысл. Демонстрируются преимущества живого общения преподавателя со студентами. Особое внимание уделяется проблемным лекциям, построенным на использовании интерактивных методов и приемов. Основной вывод состоит в том, что, выбирая оптимальные методы и технологии вузовского образования, следует разумно сочетать традиционные и новые подходы. Опасность замены живых человеческих контактов цифровыми дистанционными коммуникациями заключается в усеченном, а потому искаженном познании мира, деградации и потере естественной системы человеческих отношений в этом мире. При полном отказе от опробованных и признанных способов неопосредованного общения мы рискуем потерять индивидуальность будущих специалистов, получить стандартизированных выпускников технократического склада, ориентированных на личную выгоду в своей профессиональной деятельности.
Об авторе
В. И. ЗагвязинскийРоссия
Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Тюменского государственного университета
Список литературы
1. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень, 2008.
2. Загвязинский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978.
3. Интерактивная лекция в вузе с применением беседы, дискуссии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: do.gerdocs.ru>docs245732.html.
4. Интерактивно-эвристический подход к организации лекционных занятий в вузах России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: dissercat.com>…interaktivno-evristicheskii…vuzakh…
5. Конфедератов И. Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. Москва, 1976.
6. Лекция как активная форма обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: 5 ballov.gip.ru>рефераты>preview/91140.
7. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург, 2001.
Рецензия
Для цитирования:
Загвязинский В.И. ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Образование и наука. 2014;1(2):34-46. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46
For citation:
Zagvyazinsky V.I. THE HIGHER SCHOOL LECTURE IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PROCESSES. The Education and science journal. 2014;1(2):34-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46