Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46

Полный текст:

Аннотация

В статье говорится о том, что современная ситуация в высшем образовании требует не только широкого внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, но и серьезной ревизии традиционных форм и методов обучения. Автор указывает на назревшую необходимость переосмысления роли, места и удельного веса в учебном процессе высшей школы вузовской лекции, которая на протяжении многих столетий являлась основным способом трансляции знаний. Показаны функции и виды лекционных занятий, их достоинства и потенциал. Если информационная функция лекции по объективным причинам заметно теряет свои ведущие позиции (большую часть информации студент сейчас черпает из других источников), то такие ее функции, как установочная, методологическая, смыслообразующая, развивающая и воспитывающая, наоборот, усиливаются и обретают новый смысл. Демонстрируются преимущества живого общения преподавателя со студентами. Особое внимание уделяется проблемным лекциям, построенным на использовании интерактивных методов и приемов. Основной вывод состоит в том, что, выбирая оптимальные методы и технологии вузовского образования, следует разумно сочетать традиционные и новые подходы. Опасность замены живых человеческих контактов цифровыми дистанционными коммуникациями заключается в усеченном, а потому искаженном познании мира, деградации и потере естественной системы человеческих отношений в этом мире. При полном отказе от опробованных и признанных способов неопосредованного общения мы рискуем потерять индивидуальность будущих специалистов, получить стандартизированных выпускников технократического склада, ориентированных на личную выгоду в своей профессиональной деятельности.

Об авторе

В. И. Загвязинский
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Тюменского государственного университета


Список литературы

1. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень, 2008.

2. Загвязинский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978.

3. Интерактивная лекция в вузе с применением беседы, дискуссии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: do.gerdocs.ru>docs245732.html.

4. Интерактивно-эвристический подход к организации лекционных занятий в вузах России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: dissercat.com>…interaktivno-evristicheskii…vuzakh…

5. Конфедератов И. Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. Москва, 1976.

6. Лекция как активная форма обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: 5 ballov.gip.ru>рефераты>preview/91140.

7. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург, 2001.


Для цитирования:


Загвязинский В.И. ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Образование и наука. 2014;1(2):34-46. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46

For citation:


Zagvyazinsky V.I. THE HIGHER SCHOOL LECTURE IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PROCESSES. The Education and science journal. 2014;1(2):34-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-34-46

Просмотров: 777


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)