ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-85-97
Аннотация
. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из-за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Кроме того, авторы справедливо указывают, что процесс профессионального самоопределения осложнился деформациями в области профориентации, где акценты сместились с просвещения на рекламу, далеко не всегда достоверную и добросовестную, результатом чего становится ошибочный выбор будущей специальности, а в дальнейшем – кризис профессиональной самоидентичности. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза – формирования конкурентоспособного выпускника – требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Однако обязанность неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов не позволяет вузам оперативно реагировать на меняющиеся реалии и сделать основные образовательные программы действительно мобильными и адаптивными. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации. В качестве примера описывается разработанный и апробированный в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы проект «Школа профессионального успеха», методологическую основу которого составили компетентностный и личностно-ориентированный подходы, а содержательное наполнение производилось исходя из аналитических данных мониторинга потребностей студентов в дополнительных умениях и знаниях. Полученный опыт может быть экстраполирован на другие направления подготовки.
Об авторах
Л. А. АмироваРоссия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Ю. А. Федорова
Россия
Аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Список литературы
1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. С. 192.
3. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. С-Петербург: Питер, 2008. 304 с.
Рецензия
Для цитирования:
Амирова Л.А., Федорова Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2014;1(2):85-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-85-97
For citation:
Amirova L.A., Fedorova Y.A. TRAINING THE COMPETITIVE GRADUATES OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS VIA THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2014;1(2):85-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-85-97