ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-85-97
Resumen
. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из-за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Кроме того, авторы справедливо указывают, что процесс профессионального самоопределения осложнился деформациями в области профориентации, где акценты сместились с просвещения на рекламу, далеко не всегда достоверную и добросовестную, результатом чего становится ошибочный выбор будущей специальности, а в дальнейшем – кризис профессиональной самоидентичности. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза – формирования конкурентоспособного выпускника – требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Однако обязанность неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов не позволяет вузам оперативно реагировать на меняющиеся реалии и сделать основные образовательные программы действительно мобильными и адаптивными. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации. В качестве примера описывается разработанный и апробированный в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы проект «Школа профессионального успеха», методологическую основу которого составили компетентностный и личностно-ориентированный подходы, а содержательное наполнение производилось исходя из аналитических данных мониторинга потребностей студентов в дополнительных умениях и знаниях. Полученный опыт может быть экстраполирован на другие направления подготовки.
De los autores
Л. АмироваRussian Federation
Ю. Федорова
Russian Federation
Referencias
1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. С. 192.
3. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. С-Петербург: Питер, 2008. 304 с.
Recensión
Para cita:
Amirova L.A., Fedorova Y.A. TRAINING THE COMPETITIVE GRADUATES OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS VIA THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2014;1(2):85-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-85-97