Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Л. Н. ТОЛСТОЙ О ДУХОВНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-112-124

Полный текст:

Аннотация

Начало стотьи в предыдущем номере.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования духовной личности в современной системе образования. Общественность и специалисты, занимающиеся вопросами воспитания, единодушно выражают озабоченность тем, что в настоящий период процесс духовнонравственного становления подрастающего поколения осуществляется неудовлетворительно, что во многом обусловлено сложной социокультурной ситуацией в новейшей России. С точки зрения автора, решить проблему возрождения духовности может обращение к богатейшей истории отечественной педагогики, в частности к философско-публицистическому наследию Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Дано определение духовности: в современном понимании это интеллектуальная сущность человека, результат глубинного освоения им знаний о природе, обществе и человеке, проявление в нем подлинно человеческого, возвышающего его над эгоистическими потребностями. Автор публикации считает, что духовность основывается прежде всего на гуманистических ценностях, в том числе принадлежащих религиозной культуре. Показано, что педагогические концепции Толстого и Достоевского привлекательны сегодня тем, что они направлены на свободное формирование личности на основе общечеловеческих идеалов и усиливают гуманистическое движение «развития разумного человека». Положения работ и идеи двух выдающихся писателей-мыслителей XIX в. созвучны декларируемому, но пока не реализованному содержанию образования, в котором, во-первых, человек провозглашается высшей ценностью; во-вторых, все принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности нацелены на активизацию ее творческой деятельности, саморазвитие, самосовершенствование; в-третьих, признается право ребенка на индивидуальность

 

Об авторе

С. В. Струценко
Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорск
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета, Пятигорск


Список литературы

1. Достоевский Ф. М. О русской литературе. Москва, 1980. С. 80.

2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1978. Т. 18. С. 63–64.

3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 299.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 124.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1982. Т. 24. С. 49.

6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 57.

7. Достоевский Ф. М. Эстетика / под ред. А. А. Беляева. Москва, 1989. С. 83–84.

8. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. С. 31.

9. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: БСЭ, 2002. С. 81.

10. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: тезисы докладов научно-практической конференции / под ред. В. А. Фадеева. Рязань: РГПУ, 1996. С. 20.

11. Толстой Л. Н. Круг чтения. С-Петербург: Прогресс и культура, 1912. 768 с.

12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. Москва, 1989. С. 456–457.

13. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз, 1953. С. 398.

14. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Москва: Гослитиздат, 1938. Т. 8. С. 306.

15. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Москва: Гослитиздат, 1958. Т. 45. С. 367.

16. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Москва: Гослитиздат, 1950. Т. 41. С. 533.


Рецензия

Для цитирования:


Струценко С.В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Л. Н. ТОЛСТОЙ О ДУХОВНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(2):112-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-112-124

For citation:


Strutsenko S.V. F. M. DOSTOYEVSKY AND L. N. TOLSTOY ABOUT SPIRITUALITY. The Education and science journal. 2014;1(2):112-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-112-124

Просмотров: 1064


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)