Проблемы обучения студентов на английском языке (EMI) в университетах Казахстана
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-95-115
Аннотация
Введение. Интерес к обучению на английском языке (English Medium Instruction – EMI) быстро растет в высших учебных заведениях стран, для которых английский язык не является родным, включая Казахстан. Правительство страны приняло политику трехъязычного образования в 2007 году и Болонский процесс в 2010 году. Обе эти инициативы побудили университеты предлагать академические программы на английском языке. В результате они появились в 70 вузах Казахстана. Более того, на данный момент есть четыре крупных университета с академическими программами исключительно на английском языке. Несмотря на увеличение количества программ EMI, отсутствуют эмпирические данные о трудностях и проблемах, с которыми в них сталкиваются студенты.
Цель. Данное исследование изучает природу, формы и уровни проблем, с которыми сталкиваются магистранты и докторанты при академическом чтении и письме на английском языке, а также то, как они справляются с этими проблемами. Исследование проводилось среди студентов магистратуры и докторантуры, а также преподавателей из 10 выбранных казахстанских вузов, предлагающих академические программы с EMI.
Методология и методы исследования. Исследование использует дизайн комбинированных методов, включающий онлайн-опрос и полуструктурированные интервью. Закрытые вопросы были проанализированы с помощью статистического пакета (SPSS). Метод обоснованной теории был использован для подробного анализа открытых вопросов и транскриптов интервью.
Результаты и научная новизна. Результаты исследования выявили две основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты при академическом чтении и письме: личностно-психологическая и социологическая. Первая проблема включает в себя предыдущий академический опыт студентов, а также опыт обучения. Вторая проблема связана с английской академической культурой и мировоззрением, концепциями и ценностями студентов в отношении английского языка как языка и средства обучения. В результате студенты столкнулись со следующими трудностями: нехватка словарного запаса, недостаточные навыки академической грамотности, незнание стилей академического письма на английском языке и отсутствие навыков синтезирования прочитанного.
Практическая значимость. Таким образом, данное исследование рекомендует систематизировать программы изучения английского языка в средних и высших учебных заведениях, чтобы помочь учащимся овладеть английским языком на продвинутом уровне. Кроме того, результаты исследования показывают, что местные преподаватели должны быть обучены в соответствии с международными стандартами, включая навыки английского языка и инновационные методы обучения.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. ТажикКазахстан
Тажик Мир Афзал – PhD (управление образованием), ассоциированный профессор, Высшая школа образования
Нур-Султан
Г. Е. Ахметова
Казахстан
Ахметова Гульдана Егеубаевна – PhD (образование), пост-докторант, Высшая школа образования
Нур-Султан
Л. Н. Филлипова
Казахстан
Филлипова Людмила Николаевна – магистр наук (управление образованием), научный ассистент, Высшая школа образования
Нур-Султан
Д. А. Шаматов
Казахстан
Шаматов Дуйшон Алиевич – PhD (образование), ассоциированный профессор, Высшая школа образования
Нур-Султан
Г. Д. Жунусова
Казахстан
Жунусова Гульниса Дулатовна – PhD (прикладная лингвистика), ассоциированный профессор, кафедра языкового образования
Алматы
Список литературы
1. Назарбаев Н. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. «Новый Казахстан в Новом Мире» [Электрон. ресурс]. 2007. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070002007_#z0 (дата обращения: 22.04.2022).
2. Аналитический отчет по реализации принципов Болонского процесса в Республике Казахстан [Электрон. ресурс] // Нур-Султан: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2019. 40 с. Режим доступа: https://enic-kazakhstan.kz/en/analitika/otchety-1 (дата обращения: 22.04.2022).
3. Стратегия «Казахстан-2050». Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу страны [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs (дата обращения: 22.04.2022).
4. Oralova G. Internationalization of higher education in Kazakhstan: issues of instruction in foreign languages // Journal of Teaching and Education. 2012. № 1 (2). P. 127–133. Available from: https://www.researchgate.net/publication/259529213 (date of access: 22.04.2022).
5. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2020–2024 годы. 2020 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/5?lang=en (дата обращения: 22.04.2022).
6. Seitzhanova A., Plokhikh R., Baiburiev R., Tsaregorodtseva A. English as the medium of instruction: Modern tendency of education in Kazakhstan // Perspectives of Innovations, Economics and Business. 2015. № 15 (3). P. 113–117. DOI:10.15208/pieb.2015.11
7. Macaro E., Curle S., Pun J. Jiangshan An, Dearden J. A Systematic Review of English Medium Instruction in Higher Education” // Language Teaching. 2018. № 51 (1). P. 36–76. DOI:10.1017/S0261444817000350
8. Zhankalova Z. М., Baktybayeva А. Т. The state and prospects of the development of trilingual education in higher schools of Kazakhstan (on the example of KazNMU named after S. D. Asfendiyarov) // KazNU Bulletin. Philology Series. 2016. № 161 (3). P. 208–212.
9. Frost D., Kambatyrova A. Researching internationalization and educational reform in Kazakhstan. In: Silova I., Niyozov S. (Eds.). Globalization on the margins: Education and post-socialist transformations in Central Asia. 2nd ed. // Information Age Publishing; 2020. P. 431–454.
10. Fernández-Costales A. Assessing students’ perceptions regarding English medium instruction in higher education // Didáctica: Lengua y Literatura. 2017. № 29. P. 43. DOI:10.5209/DIDA.57129
11. Kim J., Choi J., Tatar B. English-medium instruction and intercultural sensitivity: A Korean case study // Journal of Studies in International Education. 2017. № 21 (5). P. 467–482. DOI:10.1177/1028315317720767
12. Singh M. K. M. Academic reading and writing challenges among international EFL Master’s students in a Malaysian university: The voice of lecturers // Journal of International Students. 2019. № 9 (4). P. 972–992. DOI:10.32674/jis.v9i3.934
13. Al Fadda H. Difficulties in academic writing: From the perspective of King Saud university postgraduate students // English Language Teaching. 2012. № 5 (3). P. 123–130. DOI:10.5539/elt.v5n3p123
14. Huang J., Klinger D. Chinese graduate students at North American universities: Learning challenges and coping strategies // Comparative and International Education. 2006. № 35 (2). DOI:10.5206/cie-eci.v35i2.9080
15. Tai T. E., Tang C. W. The role of graduate students’ learning strategies in reducing their English medium instruction avoidance: the mediation effect of language anxiety // Asia Pacific Journal of Education. 2021. № 41 (2). P. 368–384. DOI:10.1080/02188791.2020.1777937
16. Myrzakulova G. Graduate students’ perceptions of EMI: dissertation. Nur-Sultan: Nazarbayev University. 2019. 118 p. Available from: https://nur.nu.edu.kz/bitstream/handle/123456789/4333/Gulfarida%20Myrzakulova%20Thesis%2BAuthor%20Agreement.pdf?sequence=1&isAllowed=y (date of access: 22.04.2021).
17. Puspitasari D., Weng C., Hsieh Y. F. English Medium Instruction in Taiwan: From the Perspective of International Students as Thesis Writer // International Journal of Language Education. 2020. № 4 (2). P. 194–208. DOI:10.26858/ijole.v4i2.12930
18. Karabay A. STEM and social sciences students’ language-oriented academic challenges in English medium of instruction (EMI) programs: The case of an international university in Kazakhstan: dissertation. Nur-Sultan: Nazarbayev University. 2017. 90 p. Available from: http://nur.nu.edu.kz/handle/123456789/2557 (date of access: 22.04.2022).
19. Baltabayev M. Faculty and students’ perceptions of EMI and its impact on academic content and language acquisition from the participants’ perspectives: dissertation. Nur-Sultan: Nazarbayev University. 2020. Available from: https://nur.nu.edu.kz/bitstream/handle/123456789/4871/Baltabayev%20Murat%20MA%20Thesis%202018.pdf?sequence=1&isAllowed=y (date of access: 22.04.2022).
20. Yessenbekova K. English as a medium of instruction in Kazakhstani higher education: a case study // Current Issues in Language Planning. 2022. P. 1–19. DOI:10.1080/14664208.2022.2043064
21. Bryman A. Why do researchers integrate/combine/mesh/blend/mix/merge/fuse quantitative and qualitative research // Advances in mixed methods research. 2008. № 21 (8). P. 87–100.
22. Creswell J. W. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 2003. 246 p.
23. Fink A. How to analyze survey data // Sage. 1995. № 8. P. 112.
24. Seale C. Generating grounded theory // In: C. Seale (Ed.). Researching society and culture. 3rd ed. London: Sage Publications; 2012. p. 393–404.
25. Charmaz K. Constructing grounded theory. 2nd ed. Los Angeles: Sage Publications; 2014. 416 p.
26. Bolton K., Botha W., Bacon-Shone J. English-medium instruction in Singapore higher education: Policy, realities and challenges // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2017. № 38 (10). P. 913–930. DOI:10.1080/01434632.2017.1304396
27. Aizawa I., Rose H., Thompson G., Curle S. Beyond the threshold: Exploring English language proficiency, linguistic challenges, and academic language skills of Japanese students in an English medium instruction programme // Language Teaching Research. 2020. Article number 1362168820965510. DOI:10.1177%2F1362168820965510
28. Kuo Y. H. Language challenges faced by international graduate students in the United States // Journal of International Students. 2011. № 1 (2). DOI:10.32674/jis.v1i2.551
29. Kirkpatrick A., Liddicoat A. J. Language education policy and practice in East and Southeast Asia // Language Teaching. 2017. № 50 (2). P. 155–188. DOI:10.1017/S0261444817000027
Рецензия
Для цитирования:
Тажик М.А., Ахметова Г.Е., Филлипова Л.Н., Шаматов Д.А., Жунусова Г.Д. Проблемы обучения студентов на английском языке (EMI) в университетах Казахстана. Образование и наука. 2022;24(8):95-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-95-115
For citation:
Tajik M.A., Akhmetova G.Y., Fillipova L.N., Shamatov D.A., Zhunussova G.D. Students’ struggles with EMI in Kazakhstani universities. The Education and science journal. 2022;24(8):95-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-95-115