Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязь явлений
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-138-169
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию взаимосвязи креативности студентов и их эмоционального благополучия в период вынужденного дистанционного обучения. Установлено, что студенты с более высоким творческим потенциалом легче переживали сложные периоды социальных ограничений, меньше тревожились и ощущали достаточную удовлетворенность от дистанционного учебного процесса, при этом испытывая недостаток личного общения с преподавателем.
Цель статьи – выявить взаимосвязь креативности с эмоциональным благополучием студентов в период вынужденной самоизоляции 2020–2021 гг.
Методология, методы и методики. Исследование выполнено в русле здоровьесберегающей педагогики. Методологической основой явились следующие положения: формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса; обеспечение знаниями и навыками сохранения и укрепления здоровья во время учебы, особенно в онлайн-режиме. Уровень креативного мышления определялся с помощью теста Э. П. Торренса, удовлетворенность и эмоциональное состояние – с помощью авторской социально-психологической анкеты (на платформе Google Forms). В исследовании приняли участие 387 бакалавров 1–4 курсов гуманитарного (филология, лингвистика, история, социология, педагогика) и технического (нефтегазовое дело, информационные технологии) профилей обучения Тюменского индустриального, Тюменского государственного и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университетов.
Результаты. Статистическая обработка данных подтвердила гипотезу исследования о связи креативности с эмоциональным состоянием учащихся в период карантина. Студенты с более высокими показателями по шкале «Оригинальность» меньше испытывали чувства недовольства, тревоги и стресса по поводу самоизоляции (r = –0,36*). Была выявлена отрицательная взаимосвязь между переменными «Оригинальность» и «Комфортность использования СИЗ» (r = –0,38*); «Разработанность» и «Удовлетворенность общением с преподавателем» (r = –0,41**); «Беглость» и «Комфортность использования СИЗ» (r = –0,49**). Были определены и описаны способы снятия напряжения студентами в период самоизоляции и доли в них креативного времяпрепровождения. Установлено, что более половины студентов интуитивно выбирали творческие виды деятельности (61,3 %) для улучшения самочувствия.
Научная новизна заключается в попытке представить креативность студентов как ресурс, требующий активизации в период вынужденной самоизоляции в рамках общих мер по стабилизации эмоционального состояния и укрепления психического здоровья.
Практическая значимость. Предлагается 11 форм и методов работы со студентами, помогающих в развитии креативного потенциала учащихся. Результаты направлены на формирование навыков педагога системы высшего образования по сохранению и укреплению здоровья студентов во время дистанционного режима обучения за счет активизации их творческого потенциала.
Об авторах
И. Е. БеляковаРоссия
Белякова Ирина Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и перевода Института социально-гуманитарных наук
Тюмень
М. А. Кечерукова
Россия
Кечерукова Марина Аламатовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Тюмень
Ю. С. Мурзина
Россия
Мурзина Юлия Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии и педагогики
Тюмень
Список литературы
1. Deng J., Zhou F., Hou W., Silver Z., Wong C. I., Chang O., Drakos A., Zuo Q. K., Huang H. The prevalence of depressive symptoms, anxiety symptoms and sleep disturbance in higher education students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis // Psychiatry Research. 2021. Vol. 301. DOI:10.1016/j.psychres.2021.113863
2. Karing C. Prevalence and predictors of anxiety, depression and stress among university students during the period of the first lockdown in Germany // Journal of Effective Disorders Reports. 2021. Vol. 5. DOI:10.1016/j.jadr.2021.100174
3. Husky M. M., Kovess-Masfety V., Swedsen J. D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinemeny // Comprehensive Psychiatry. 2020. Iss. 102. DOI:10.1016/j.comppsych.2020.152191
4. Hoyt L. T., Cohen A. K., Dull B., Castro E. M., Yazdani N. “Constant Stress Has Become the New Normal:” Stress and Anxiety Inequalities Among U.S. College Students in the Time of COVID-19 // Journal of Adolescent Health. 2021. Vol. 68. Iss. 2. P. 270–276. DOI:10.1016/j.jadohealth.2020.10.030
5. Fryz R., Essemiah J., Crawford M., King A., Fateye B. Mental health impacts of COVID-19 lockdown on US college students: Results of a photoelicitation project // Journal of American College Health. 2021. № 24. P. 1–11. DOI:10.1080/07448481.2021.1891921
6. Meda N., Susanna Pardini S., Slongo I., Bodini L., Zordan M. A., Rigobello P., Visioli F., Novara C. Students’ mental health problems before, during, and after COVID-19 lockdown in Italy // Journal of Psychiatric Research. 2021. Vol. 134. P. 69–77. DOI:10.1016/j.jpsychires.2020.12.045
7. Srivastava S., Jacob J., Charles A. S., Daniel P., Mathew J.K., Shanthi P., Devamani K., Mahasampath G., Rabi S. Emergency remote learning in anatomy during the COVID-19 pandemic: A study evaluating academic factors contributing to anxiety among first year medical students // Medical Journal Armed Forces India. 2021. Vol. 77 (1). P. 90–98. DOI:10.1016/j.mjafi.2020.12.012
8. Jiang R. Knowledge, attitudes and mental health of university students during the COVID-19 pandemic in China // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. Article number 105494. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105494
9. Kaparounaki C. K., Patsali M. E., Mousa D-P. V., Papadopoulou E. V. K., Papadopoulou K. K. K., Fountoulakis K. N. University students’ mental health amidst the COVID-19 quarantine in Greece // Psychiatry Research. 2020. Vol. 290. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113111
10. Lee J., Jeong H. J., Kim S. Stress, anxiety and depression among undergraduate students during the COVID-19 pandemic and their use of mental health services // Innovative Higher Education. 2021. DOI:10.1007/s10755-021-09552-y
11. Chen E., Kristie K., Ohyama H. Distance learning in the COVID-19 era: Comparison of student and faculty perceptions // Journal of Dental Education. 2020. DOI:10.1002/jdd.12469
12. Nenko Yu., Kybalna N., Snisarenko Ya. The COVID-19 distance learning: Insight from Ukranian students // Revista Brasileira de Educacao do Campo. 2020. № 5. P. 1–18. DOI:10.20873/uft.rbec.e8925
13. Rizun M., Strzelecki A. Students’ acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland // International Journal of Environmental Research Public Health. 2020. № 17 (18). P. 64–68. DOI.org/10.3390/ijerph17186468
14. Baloch G. M., Kamaludin K., Chinna K., Sundarasen S., Nurunnabi M., Khoshaim H. B., Hossain S. F. A., Sukayt A. A., Baloch L. G. Coping with COVID-19: The Strategies Adapted by Pakistani Students to Overcome Implications // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 8 (4). Article number 1799. DOI:10.3390/ijerph18041799
15. Prowse R., Sherratt F., Abizaid A., Gabrys R. L., Hellemans K. G. C., Patterson Z. R., McQuaid R. J. Coping With the COVID-19 Pandemic: Examining Gender Differences in Stress and Mental Health Among University Students // Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol. 12. DOI:10.3389/fpsyt.2021.650759
16. Герасимова А. А. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31–40. DOI:10.17759/pse.2020250603
17. Lederer A. M., Hoban M. T., Lipson S. K, Zhou S., Eisenberg D. More Than Inconvenienced: The Unique Needs of U.S. College Students During the COVID-19 Pandemic. Health Education & Behavior. 2021. № 48 (1). P. 14–19. DOI:10.1177/1090198120969372
18. Wieczorek T., Kołodziejczyk A., Ciułkowicz M., Maciaszek J., Misiak B., Rymaszewska J., Szcześniak D. Class of 2020 in Poland: students’ mental health during the COVID-19 outbreak in an academic setting // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18 (6): Article number 2884. DOI:10.3390/ijerph18062884
19. Haliwa I., Spalding R., Smith K., Chappell A., Strough J. Risk and protective factors for college students’ psychological health during the COVID-19 pandemic // Journal of American College Health. 2021. DOI:10.1080/07448481.2020.1863413
20. González-García M., Álvarez J. C., Pérez E. Z. Feasibility of a brief online mindfulness and compassion-based intervention to promote mental health among university students during the COVID-19 pandemic // Mindfulness. 2021. № 12. P. 1685–1695. DOI:10.1007/s12671-021-01632-6
21. Корнилов С. А., Корнилова Т. В. Мета-аналитические исследования в психологии // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 16. С. 5–17.
22. Baas M., Dreu C., Nijstad B. A meta-analysis of 25 years of mood-creativity research: hedonic tone, activation, or regulatory focus? // Psychological Bulletin. 2008. № 134 (6). P. 779–806. DOI:10.1037/a0012815
23. Conner T. S., DeYoung C. G., Silvia P. J. Everyday creative activity as a path to flourishing // The Journal of Positive Psychology. 2018. № 13 (2). P. 181–189. DOI:10.1080/17439760.2016.1257049
24. Красилов В. М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 306–316.
25. Шац И. К., Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Философские основы здоровьесберегающей педагогики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2016. № 4. С. 316–319.
26. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе и дома. Москва: АРКТИ, 2005. 320 с.
27. Маджуга А. Г., Салимова Р. М., Косцова С. А., Гилязитдинова Э. У., Хакутдинова С. Р. Таксономия технологий здоровьесберегающей педагогики [Электронный ресурс] // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2014. Т. 16, № 4. С. 178–182. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/taksonomiya-tehnologiy-zdoroviesberegayuscheypedagogiki/viewer (дата обращения: 01.02.2022).
28. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 349 с.
29. Белякова И. Е, Кечерукова М. А., Мурзина Ю. С. Взаимосвязь креативности и академической успеваемости по иностранному языку у студентов гуманитарного и технического профилей // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 3. С. 465–482. DOI:10.15507/1991-9468.100.024.202003.100.100
30. Малышев И. В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 5. С. 56–61.
31. Кондрашихина О. А., Тихомирова И. А. Вербальная и невербальная креативность и толерантность к неопределенности студентов-психологов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 1. С. 46–52. DOI:10.24147/2410-6364.2020.1.46-52
32. Карлссон И. Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивный аспекты психология // Журнал высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 122–131.
33. Susnea I., Pecheanu E., Dumitriu L. The Education for Creativity May Lower the Students’ Anxiety about the Future // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2017. EDU World 7 th International Conference. P. 1269–1273. DOI:10.15405/epsbs.2017.05.02.155
34. Visnola D., Sprudza D., Bake M., Pike A. Effects of art therapy on stress and anxiety of employees // Proceedings of the Latvian Academy of Sciences. 2010. № 1/2 (666/667). P. 85–91. DOI:10.2478/v10046-010-0020-y
35. Kaimal G., Ray K., Muniz J. Reduction of cortisol levels and participants’ responses following art making // Art Therapy. 2016. № 33 (2). P. 74–80. DOI:10.1080/07421656.2016.1166832
36. Martin L., Oepen R., Bauer K., Nottensteiner A., Mergheim K., Gruber H., Koch S. C. Creative arts interventions for stress management and prevention – a systematic review // Behavioral Sciences (Basel). 2018. № 22 (8/2). 28. DOI:10.3390/bs8020028
37. Baikie K., Wilhelm K. Emotional and physical health benefits of expressive writing // Advances in Psychiatric Treatment. 2005. № 11 (5). P. 338–346. DOI:10.1192/apt.11.5.338
38. Forthman B., Regehr S., Seidel J., Holling H., Çelik P., Storme M., Lubart T. Revisiting the interactive effect of multicultural experience and openness to experience on divergent thinking // International Journal of Intercultural Relations. 2018. № 63. P. 135–143. DOI:10.1016/j.ijintrel.2017.10.002
39. Kochis M., Goessling W. Learning during and from a crisis: the student-led development of a COVID-curriculum // Academic Medicine. 2021. DOI:10.1097/ACM.0000000000003755
40. Orkibi H., Ben-Eliyahu A., Reiter-Palmon R., Testoni I., Biancalani G., Murugavel V., Gu F. Creative adaptability and emotional well-being during the COVID-19 pandemic: An international study // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2021. DOI:10.1037/aca0000445
Рецензия
Для цитирования:
Белякова И.Е., Кечерукова М.А., Мурзина Ю.С. Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязь явлений. Образование и наука. 2022;24(8):138-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-138-169
For citation:
Belyakova I.E., Kecherukova М.А., Murzina Yu.S. Students’ creativity and well-being during the forced distance learning period: The correlation between variables. The Education and science journal. 2022;24(8):138-169. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-8-138-169