Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КУЛЬТУРА – КРЕАТИВНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-73-84

Полный текст:

Аннотация

В статье говорится об острой потребности в прорывных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности»1, где в качестве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в целом соглашаясь с Лариным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жизни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтральных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в паракультуру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-образцов человеческой субъективности и главным критерием в которой выступает совершенство. Транслируя эталоны-образцы культурного наследия, педагог развивает у своих воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и гражданина. Обосновывается, что решение социально-экономических и политических проблем, обновление общественных институтов и сферы производства невозможно без культивирования и развития универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обучение, так нельзя разъединять в образовательном процессе формирование общекультурных и профессиональных способностей; в противном случае первые делаются пустыми, а вторые – ценностно слепыми и безвдохновенными.

Об авторе

С. З. Гончаров
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Российского государственного профессионально-педагогического университета


Список литературы

1. Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания. Москва: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

2. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века.Тверь, 1997.

3. Денисевич М. Н. Наука и образование: стратегический ресурс национального развития: монография. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт; Институт социально-экономического развития, 2010.

4. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. Москва; Киев: ЧасКрок, 2006.

5. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. Москва: Политиздат, 1984.

6. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. Москва:Русская книга, 1993. Т. 1.

7. Ильин И. А. Основы христианской культуры // И. А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 1.

8. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // И. А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 2, кн. 2.

9. Ильин И. А. Стань цельным // И. А. Ильин. Собр. соч.:в 10 т. Москва: Русская книга, 1998. Т. 8.

10. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 3–28.

11. Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии: избранные работы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

12. Офицерова Т. Блеф нон-стоп // Правда. 28–29 сен.2010 г. № 106 (29593).

13. Пивоваров Д. В. Философия религии: учебное пособие. Москва; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга,2006.

14. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двадцать лекций по философии: учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

15. Русская доктрина / под ред. А. Б. Кобякова, В. В. Аверьянова. Москва, 2005.


Для цитирования:


Гончаров С.З. КУЛЬТУРА – КРЕАТИВНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2014;1(2):73-84. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-73-84

For citation:


Goncharov C.Z. CULTURE AS A CREATIVE BASE OF EDUCATION. The Education and science journal. 2014;1(2):73-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-2-73-84

Просмотров: 535


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)