Оценка компетенций выпускника СПО по стандартам WorldSkills
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-69-91
Аннотация
Введение. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки методического инструментария повышения результативности распространения практики оценки компетенций, сформированных при подготовке выпускников среднего профессионального образования (СПО), путем проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
Целью данной статьи является обобщение результатов масштабирования практик проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в региональном и компетентностном разрезах для определения факторов, способствующих расширению и повышению результативности использования процедуры демонстрационного экзамена при проведении аттестационных процедур.
Методология и методика исследования. Теоретический уровень исследования включал эволюцию научных взглядов на концептуальные положения компетентностного подхода к подготовке студентов СПО. Эмпирический уровень исследования включал анализ статистических материалов, отражающих результаты проведения демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills в разрезе регионов, компетенций. Полученные результаты были верифицированы на основе опроса сертифицированных экспертов компетенций WorldSkills. Использовались общенаучные методы: аналитический обзор научной литературы и содержания нормативных документов, обобщение, сравнение, синтез.
Результаты. Результаты верификации экспертных опросов показали, что в среднем только 30,86 % студентов подтвердили соответствие полученных знаний стандартам WorldSkills. Среди основных причин низкой подготовленности студентов можно выделить: нехватку оборудования, расходных материалов, методических разработок, рассогласованность критериев оценки с содержанием образовательных программ. Низкая заинтересованность работодателей обусловлена несоответствием специфики компетенций, по которым проводятся демонстрационные экзамены институциональной и отраслевой структуре региональной экономики. Сложившаяся ситуация требует корректировки образовательных процессов подготовки обучающихся и применения моделей проектного управления для повышения результативности применения компетентностного подхода в научно-образовательной среде. Сформированная система проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills нуждается в гармонизации, результатом которой должно стать согласование потребностей работодателя со структурой компетенций студентов СПО. Решение данной задачи может быть основано на принципах проектного управления кадровым обеспечением региональной и муниципальной экономики.
Научная новизна. Новизна предлагаемой оценочной методологии компетентностного подхода заключается в использовании в качестве основания оценки студента нового интегративного свойства, формируемого в процессе обучения – компетенции, с учетом системы поведенческих индикаторов, описывающих профессиональную деятельность в терминах наблюдаемого поведения.
Практическая значимость. Полученные результаты помогут формированию в регионах РФ элементов новой образовательной инфраструктуры инновационного саморазвития, таких как центры опережающей подготовки, центры проведения демонстрационных экзаменов, будут способствовать устранению барьеров распространения спектра компетенций и повышению результативности формирования и развития человеческого капитала на принципах проектного управления в интересах увеличения участия работодателей в процессе подготовки и аттестации выпускников СПО.
Об авторах
А. Г. МокроносовРоссия
Мокроносов Александр Германович – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики предприятий
Scopus Author ID 57191417566
Екатеринбург
А. Е. Плахин
Россия
Плахин Андрей Евгеньевич – сертифицированный эксперт-тренер национальной сборной WorldSkills, доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства
Scopus Author ID: 57193735943
ResearcherID R-4862-2018
Екатеринбург
Е. С. Огородникова
Россия
Огородникова Екатерина Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства
Scopus Author ID: 57193735098
ResearcherID D-3415-2017
Екатеринбург
И. Н. Маврина
Россия
Маврина Ирина Николаевна – старший преподаватель кафедры ценообразования в строительстве и промышленности
Scopus Author ID 57464638100
ResearcherID AFM-6806-2022
Екатеринбург
М. В. Селезнева
Россия
Селезнева Мария Викторовна – ассистент кафедры менеджмента и предпринимательства
Scopus Author ID 57210636921
Екатеринбург
Список литературы
1. Germaine R., Richards J., Koeller M., Schubert-Irastorza C. Purposeful Use of 21st Century Skills in Higher Education // Journal of Research in Innovative Teaching. 2016. №. 1 (9). Р. 19–30. Available from: https://assets.nu.edu/assets/resources/pageResources/journal-of-research-in-innovative-teaching-volume-9.pdf#page=27 (date of access: 21.04.2022).
2. Ratnawat R. K. Competency based human resource management: Concepts, tools, techniques, and models: A review // Research Review International Journal of Multidisciplinary. 2018. №. 5 (3). Р. 119–124. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Ramgopal-Ratnawat/publication/335001418_Competency_Based_Human_Resource_Management_Concepts_Tools_Techniques_and_Models_A_Review.pdf (date of access: 21.04.2022).
3. Umrzokova G., Pardaeva S. Developing teachers professional competence and critical thinking is a key factor of increasing the quality of education // Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal. 2020. №. 2. P. 66–75. Available from: https://uzjournals.edu.uz/tziuj/vol2020/iss2/8 (date of access: 21.04.2022).
4. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford review of education. 2019. №. 1 (45). P. 70–85. DOI: 10.1080/03054985.2018.1493987
5. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 5 (66). P. 279–333. DOI: 10.1037/h0040934
6. Шабанов О. А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2015. №. 3 (44). С. 53–57. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25149221_17081735.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
7. Boyatzis R. E. The competent manager: a model for effective performance. N.Y.: John Wiley & Sons, 1982. 262 p. DOI: 10.1177/135050768301400208
8. Адер А. В., Криволапов В. Г., Малахова О. Ю. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций [Электрон. ресурс] // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. 2020. Издательство ФГОУ ВО Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Ялта, С. 5–12. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44129040_55922524.pdf (дата обращения: 01.06.2022).
9. McClelland D. Identifying competencies with behavioural-event interviews // Psychological Science. 1998. № 9 (5). P. 331–339. DOI: 10.1111/1467-9280.00065
10. Scott W. D., Paup S., Kirchhoff C. Clinical Application of Social Cognitive Theory: A Novel Personality Assessment Procedure and a Case Study of Personality Coherence // European Journal of Personality. 2022. № 3 (36). P. 371–390. DOI: 10.1177/08902070211028362
11. Megahed N. A Critical Review of the Literature and Practice of Competency Modelling // KnE Social Sciences. 2018. № 3 (10). Р. 104–126. DOI: 10.18502/kss.v3i10.310
12. Spencer L. M. Competency Assessment Methods: History and State of the Art. Boston, MA: Hay/McBer, 1997. 44 p. DOI: 10.1177/0734371X08315434
13. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York: John Wiley & Sons, 1993. 384 p.
14. Яшкова Н. В. Механизмы повышения качества образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. №. 1 (2). С. 40–45. DOI: 10.46684/10.46684/2687-1033.2021.1.40-45
15. Вербицкая Н. О., Котова Д. И., Романцев Г. М., Федоров В. А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. №. 5. С. 119–125.
16. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19. №. 3. С. 93–119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119
17. Дорожкин Е. М., Копылов С. Н. Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №. 1. С. 115–118.
18. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №. 3. С. 27–40.
19. Загвязинский В. И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №. 5. С. 3–6.
20. Кислов А. Г. Компетенции VS культура // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 74–78.
21. Павлова О. А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №. 5–6. С. 27–28.
22. Наумкина В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №. 3. С. 44–48.
23. Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф., Капуза А. В., Ларина Г. С., Чиркина Т. А., Шабалин А. И. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills: предварительные итоги и возможности масштабирования. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
24. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М. В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. 2020. № 3 (22). С. 83–115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-83-115
25. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 1(20) C. 54–74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
26. Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-184-220
27. Бужинская Н. В., Васева Е. С., Шкабара И. Е. Когнитивный стиль будущего специалиста ИТ-сферы в процессе организации командной работы // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С.79–111. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-79-111
28. Колзина А. Г., Шихова О. Ф., Гареев А. А., Шихов Ю. А., Родригез Булнес M. Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 40–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-40-78
29. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С.44–77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77
30. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Медведева Н. В. Государственный образовательный заказ как фактор социально-экономического развития регионов // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С.9–30. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-9-30
31. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С.41–70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70
32. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Привлекательность города как фактор формирования миграционных установок студентов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 1 (14). С. 160–169.
33. Семашенко В. С., Макарова А. А. Образовательная гибридизация как инструмент модернизации системы высшего образования // Вестник высшей школы. 2017. № 1. С.11–15. DOI: 10.20339/AM.01-17.011
Рецензия
Для цитирования:
Мокроносов А.Г., Плахин А.Е., Огородникова Е.С., Маврина И.Н., Селезнева М.В. Оценка компетенций выпускника СПО по стандартам WorldSkills. Образование и наука. 2022;24(9):69-91. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-69-91
For citation:
Mokronosov A.G., Plakhin A.E., Ogorodnikova E.S., Mavrina I.N., Selezneva M.V. Competency assessment of a secondary vocational education graduate according to WorldSkills standards. The Education and science journal. 2022;24(9):69-91. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-69-91