Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Оценка компетенций выпускника СПО по стандартам WorldSkills

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-69-91

Texto completo:

Resumen

Введение. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки методического инструментария повышения результативности распространения практики оценки компетенций, сформированных при подготовке выпускников среднего профессионального образования (СПО), путем проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
Целью данной статьи является обобщение результатов масштабирования практик проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в региональном и компетентностном разрезах для определения факторов, способствующих расширению и повышению результативности использования процедуры демонстрационного экзамена при проведении аттестационных процедур.
Методология и методика исследования. Теоретический уровень исследования включал эволюцию научных взглядов на концептуальные положения компетентностного подхода к подготовке студентов СПО. Эмпирический уровень исследования включал анализ статистических материалов, отражающих результаты проведения демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills в разрезе регионов, компетенций. Полученные результаты были верифицированы на основе опроса сертифицированных экспертов компетенций WorldSkills. Использовались общенаучные методы: аналитический обзор научной литературы и содержания нормативных документов, обобщение, сравнение, синтез.
Результаты. Результаты верификации экспертных опросов показали, что в среднем только 30,86 % студентов подтвердили соответствие полученных знаний стандартам WorldSkills. Среди основных причин низкой подготовленности студентов можно выделить: нехватку оборудования, расходных материалов, методических разработок, рассогласованность критериев оценки с содержанием образовательных программ. Низкая заинтересованность работодателей обусловлена несоответствием специфики компетенций, по которым проводятся демонстрационные экзамены институциональной и отраслевой структуре региональной экономики. Сложившаяся ситуация требует корректировки образовательных процессов подготовки обучающихся и применения моделей проектного управления для повышения результативности применения компетентностного подхода в научно-образовательной среде. Сформированная система проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills нуждается в гармонизации, результатом которой должно стать согласование потребностей работодателя со структурой компетенций студентов СПО. Решение данной задачи может быть основано на принципах проектного управления кадровым обеспечением региональной и муниципальной экономики.
Научная новизна. Новизна предлагаемой оценочной методологии компетентностного подхода заключается в использовании в качестве основания оценки студента нового интегративного свойства, формируемого в процессе обучения – компетенции, с учетом системы поведенческих индикаторов, описывающих профессиональную деятельность в терминах наблюдаемого поведения.
Практическая значимость. Полученные результаты помогут формированию в регионах РФ элементов новой образовательной инфраструктуры инновационного саморазвития, таких как центры опережающей подготовки, центры проведения демонстрационных экзаменов, будут способствовать устранению барьеров распространения спектра компетенций и повышению результативности формирования и развития человеческого капитала на принципах проектного управления в интересах увеличения участия работодателей в процессе подготовки и аттестации выпускников СПО.

De los autores

А. Мокроносов
Уральский государственный экономический университет
Russian Federation


А. Плахин
Уральский государственный экономический университет
Russian Federation


Е. Огородникова
Уральский государственный экономический университет
Russian Federation


И. Маврина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


М. Селезнева
Уральский государственный экономический университет
Russian Federation


Referencias

1. Germaine R., Richards J., Koeller M., Schubert-Irastorza C. Purposeful Use of 21st Century Skills in Higher Education // Journal of Research in Innovative Teaching. 2016. №. 1 (9). Р. 19–30. Available from: https://assets.nu.edu/assets/resources/pageResources/journal-of-research-in-innovative-teaching-volume-9.pdf#page=27 (date of access: 21.04.2022).

2. Ratnawat R. K. Competency based human resource management: Concepts, tools, techniques, and models: A review // Research Review International Journal of Multidisciplinary. 2018. №. 5 (3). Р. 119–124. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Ramgopal-Ratnawat/publication/335001418_Competency_Based_Human_Resource_Management_Concepts_Tools_Techniques_and_Models_A_Review.pdf (date of access: 21.04.2022).

3. Umrzokova G., Pardaeva S. Developing teachers professional competence and critical thinking is a key factor of increasing the quality of education // Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal. 2020. №. 2. P. 66–75. Available from: https://uzjournals.edu.uz/tziuj/vol2020/iss2/8 (date of access: 21.04.2022).

4. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford review of education. 2019. №. 1 (45). P. 70–85. DOI: 10.1080/03054985.2018.1493987

5. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 5 (66). P. 279–333. DOI: 10.1037/h0040934

6. Шабанов О. А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2015. №. 3 (44). С. 53–57. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25149221_17081735.pdf (дата обращения: 21.04.2022).

7. Boyatzis R. E. The competent manager: a model for effective performance. N.Y.: John Wiley & Sons, 1982. 262 p. DOI: 10.1177/135050768301400208

8. Адер А. В., Криволапов В. Г., Малахова О. Ю. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций [Электрон. ресурс] // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. 2020. Издательство ФГОУ ВО Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Ялта, С. 5–12. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44129040_55922524.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

9. McClelland D. Identifying competencies with behavioural-event interviews // Psychological Science. 1998. № 9 (5). P. 331–339. DOI: 10.1111/1467-9280.00065

10. Scott W. D., Paup S., Kirchhoff C. Clinical Application of Social Cognitive Theory: A Novel Personality Assessment Procedure and a Case Study of Personality Coherence // European Journal of Personality. 2022. № 3 (36). P. 371–390. DOI: 10.1177/08902070211028362

11. Megahed N. A Critical Review of the Literature and Practice of Competency Modelling // KnE Social Sciences. 2018. № 3 (10). Р. 104–126. DOI: 10.18502/kss.v3i10.310

12. Spencer L. M. Competency Assessment Methods: History and State of the Art. Boston, MA: Hay/McBer, 1997. 44 p. DOI: 10.1177/0734371X08315434

13. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York: John Wiley & Sons, 1993. 384 p.

14. Яшкова Н. В. Механизмы повышения качества образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. №. 1 (2). С. 40–45. DOI: 10.46684/10.46684/2687-1033.2021.1.40-45

15. Вербицкая Н. О., Котова Д. И., Романцев Г. М., Федоров В. А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. 2007. №. 5. С. 119–125.

16. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19. №. 3. С. 93–119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119

17. Дорожкин Е. М., Копылов С. Н. Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №. 1. С. 115–118.

18. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №. 3. С. 27–40.

19. Загвязинский В. И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №. 5. С. 3–6.

20. Кислов А. Г. Компетенции VS культура // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 74–78.

21. Павлова О. А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №. 5–6. С. 27–28.

22. Наумкина В. А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №. 3. С. 44–48.

23. Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф., Капуза А. В., Ларина Г. С., Чиркина Т. А., Шабалин А. И. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills: предварительные итоги и возможности масштабирования. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

24. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М. В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. 2020. № 3 (22). С. 83–115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-83-115

25. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 1(20) C. 54–74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74

26. Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-184-220

27. Бужинская Н. В., Васева Е. С., Шкабара И. Е. Когнитивный стиль будущего специалиста ИТ-сферы в процессе организации командной работы // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С.79–111. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-79-111

28. Колзина А. Г., Шихова О. Ф., Гареев А. А., Шихов Ю. А., Родригез Булнес M. Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 40–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-40-78

29. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Управленческая фокусировка региональной системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С.44–77. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-44-77

30. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Медведева Н. В. Государственный образовательный заказ как фактор социально-экономического развития регионов // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С.9–30. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-9-30

31. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С.41–70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70

32. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Привлекательность города как фактор формирования миграционных установок студентов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 1 (14). С. 160–169.

33. Семашенко В. С., Макарова А. А. Образовательная гибридизация как инструмент модернизации системы высшего образования // Вестник высшей школы. 2017. № 1. С.11–15. DOI: 10.20339/AM.01-17.011


Recensión

Para cita:


Mokronosov A.G., Plakhin A.E., Ogorodnikova E.S., Mavrina I.N., Selezneva M.V. Competency assessment of a secondary vocational education graduate according to WorldSkills standards. The Education and science journal. 2022;24(9):69-91. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-69-91

Número de consultas: 645


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)