Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Исследование программ предпринимательского образования в России: ожидания стейкхолдеров и практика университетов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-92-117

Полный текст:

Аннотация

Введение. Предпринимательское образование как область образовательной практики в высшей школе является относительно новой сферой деятельности для российских вузов, в которой в силу особой динамики развития и трансформации, особенно в условиях пандемии, наблюдается наиболее значительный разрыв между компетенциями, сформированными вузами и востребованными на рынке труда. Настоящее исследование базируется на двух основных тенденциях в экономике и обществе: отраслевой спрос на рабочую силу с более высокими навыками предпринимательства и в то же время поиск поколением Z более гибких и насыщенных карьерных перспектив. Поэтому в ответ на эти тенденции университеты должны разнообразить набор компетенций, формируемых образовательными программами.
Цель. Данное исследование направлено на изучение проблем взаимодействия университетов и их стейкхолдеров в совершенствовании образовательных программ.
Методология, методы и методики. С учетом нормативного характера разработки образовательных программ в российских вузах для данного исследования была принята двухэтапная стратегия. На первом этапе был проведен метаанализ компетенций ФГОС по направлению подготовки «Менеджмент» через призму предпринимательских компетенций. Вторым шагом было исследование включения мягких навыков в учебные программы по предпринимательству в российских вузах, реализующих программы предпринимательского образования. Для решения задачи исследования применялись описательная статистика, а также непараметрический U-критерий Манна – Уитни.
Результаты. Результаты исследования показывают, что в предпринимательских образовательных программах, соответствующих ФГОС, уделяется внимание развитию необходимых мягких предпринимательских навыков. Однако большинство проанализированных образовательных программ перегружены дисциплинами, формирующими рутинные и когнитивные навыки. Несмотря на то что государство провозглашает необходимость инновационного развития нации, творческое и инновационное мышление не упоминается ни в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), ни в анализируемых образовательных программах. Результаты исследования также привели к неожиданному выводу о том, что очень немногие «предпринимательские» модули образовательных программ включают в свои результаты обучения развитие социальных или практических навыков.
Научная новизна. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые изучены проблемы обеспечения развития мягких навыков в обучении предпринимательству в России.
Практическая значимость. Результаты исследования найдут свое применение при разработке предпринимательских учебных программ для достижения в них необходимого баланса компетенций.

Об авторах

А. A. Яшин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Яшин Александр Александрович – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления

ResearcherID AAT-7713-2020 

Екатеринбург



A. K. Клюев
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Клюев Алексей Константинович – кандидат философских наук, доцент, директор Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления

ResearcherID R-1101-2018 

Екатеринбург



A. П. Багирова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Багирова Анна Петровна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Школы государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления

ResearcherID M-7440-2013 

Екатеринбург



Д. Виллиамс
Открытый Университет
Великобритания

Виллиамс Дина – PhD (экономика/менеджмент), профессор факультета бизнеса и права 

ResearcherID I-7895-2015 

Милтон Кейнс



Список литературы

1. Jackson D. Testing a model of undergraduate competence in employability skills and its implications for stakeholders // Journal of Education and Work. 2014. Vol. 27, № 2. P. 220–242. DOI: 10.1080/13639080.2012.718750

2. Chell E., Athayde R. Planning for uncertainty: soft skills, hard skills and innovation // Reflective Practice. 2011. Vol. 12, № 5. P. 615–628. DOI: 10.1080/14623943.2011.601561

3. Ward A. Enterprise skills and enterprise learning // Foresight. 2004. Vol. 6, № 2. P. 104–109. DOI: 10.1108/14636680410537565

4. Ozkan M., Solmaz B. The changing face of the employees – generation Z and their perceptions of work (a study applied to university students) // Proceedings of 4th World Conference on Business, Economics and Management (WCBEM-2015), April 30 – May 2, 2015, Ephesus, Turkey, 2015. p. 476–483. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00876-X

5. Koulopoulos T., Keldsen D. Gen Z effect: the six forces shaping the future of business. Milton Park: Routledge, 2016. 256 p. DOI: 10.4324/9781315230337

6. Levit A. Make way for generation Z // The New York Times. 2017. Available from: https://www.nytimes.com/2015/03/29/jobs/make-way-for-generation-z.html (date of access: 05.03.2022).

7. Stillman D., Stillman J. Gen Z work: how the next generation is transforming the workplace. New York: HarperCollins Business, 2017. 320 p. Available from: https://www.perlego.com/book/587904/gen-z-work-pdf (date of access: 05.03.2022).

8. Волков Д. Кто они – люди поколения Z? [Электрон. ресурс] // Коммерсант. 2018. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3778752 (дата обращения: 05.03.2022).

9. Andrews J., Helen Higson. Graduate employability, “soft skills” versus “hard” business knowledge: a European study // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33, № 4. P. 411–422. DOI:10.1080/03797720802522627

10. Ward T. B. Cognition, creativity, and entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19, № 2. P. 173–188. DOI: 10.1016/S0883-9026(03)00005-3

11. Tymon A. The Student perspective on employability // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38, № 6. P. 841–856. DOI: 10.1080/03075079.2011.604408

12. Chell E. The Entrepreneurial Personality: A Social Construction. Milton Park: Routledge, 2008. 320 p. DOI: 10.4324/9780203938638

13. Mitchell R. K., Busenitz L., Lant T., McDougall P. P., Morse E. A., Smith J. B. Toward a theory of entrepreneurial cognition: rethinking the people side of entrepreneurship research // Entrepreneurship Theory and Practice. 2002. Vol. 27, № 2. P. 93–104. DOI: 10.1111/1540-8520.00001

14. Katz R. L. Skills of an effective administrator // Harvard Business Review. 1955. Vol. 33, № 1. P. 33–42. Available from: https://hbr.org/1974/09/skills-of-an-effective-administrator (date of access: 05.03.2022).

15. Peterson T.O., Van Fleet D.D. The ongoing legacy of R.L. Katz. An updated typology of management skills // Management Decisions. 2004. Vol. 42, № 10. P. 1297–1308. DOI: 10.1108/00251740410568980

16. Chell T. Review of Skill and the Entrepreneurial Process // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2013. Vol. 19, № 1. P. 6–31. DOI: 10.1108/13552551311299233

17. Weber M. R., Finley D. A., Crawford A., & Rivera D. An exploratory study identifying soft skill competencies in entry-level managers // Tourism and Hospitality Research. 2009. Vol. 9, № 4. P. 353–361. DOI: 10.1057/thr.2009.22

18. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. “Soft skills”: A phrase in search of meaning // Portal: Libraries and the Academy. 2016. Vol. 16, № 1. P. 71–88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009

19. Robles M. M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75, № 4. P. 453–65. DOI: 10.1177/1080569912460400

20. P21 Framework Definitions // Partnership for 21st Century Learning. 2019. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519462.pdf (date of access: 05.03.2022).

21. Bellanca J. A., Brandt R. 21st century skills: rethinking how students learn. Bloomington: Solution Tree Press, 2010. 408 p. Available from: http://dspace.vnbrims.org:13000/jspui/bitstream/123456789/4209/1/21st%20Century%20Skills%20Rethinking%20How%20Students%20Learn.pdf (date of access: 05.03.2022).

22. Boyles T. 21st Century Knowledge, Skills, Abilities and Entrepreneurial Competencies: A Model for Undergraduate Entrepreneurship Education // Journal of Entrepreneurship Education. 2012. Vol. 15, № 1. P. 41–56. Available from: https://www.abacademies.org/articles/jeevol152012.pdf (date of access: 05.03.2022).

23. Rae D., Carswell, M. Towards a conceptual understanding of entrepreneurial learning // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2001. Vol. 8, № 2. P. 150–158. DOI: 10.1108/EUM0000000006816

24. Rae D. Connecting enterprise and graduate employability: challenges to the higher education culture and curriculum? // Education + Training. 2007. Vol. 49, № 8/9. P. 605–619. DOI: 10.1108/00400910710834049

25. Gibb A. In pursuit of a new “enterprise” and “entrepreneurship” paradigm for learning: creative destruction, new values, new ways of doing things and new combinations of knowledge // International Journal of Management Reviews. 2002. Vol. 4, № 3. P. 233–269. DOI: 10.1111/1468-2370.00086

26. Kirby D. Changing the Entrepreneurship Education Paradigm // In: Fayolle A. (ed.). Handbook of Research in Entrepreneurship Education: A General Perspective. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2007. 320 p. Available from: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_1/ENTREPRENEURSHIP%20Handbook%20of%20research%20in%20entrepreneurship%20education.pdf (date of access: 05.03.2022).

27. Mitchelmore S., Rowley J. Entrepreneurial competencies: a literature review and development agenda // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2010. Vol. 16, № 2. P. 92–111. DOI: 10.1108/13552551011026995

28. Markman G. D. Entrepreneurs’ Competencies. In: Baum J. R. Frese M., Baron R. (eds.). The Psychology of Entrepreneurship. The Original Frontiers Series. Road Hove: Psychology Press, 2007. 432 p. DOI: 10.4324/9781315750989

29. Holmberg-Wright K., Hribar T. Soft skills - the missing piece for entrepreneurs to grow a business // American Journal of Management. 2016. Vol. 16, № 1. P. 11–18. Available from: https://articlegateway.com/index.php/AJM/article/view/1885/1785 (date of access: 05.03.2022).

30. Alvarez S. A., Busenitz L. W. The entrepreneurship of resource-based theory // Journal of Management. 2001. Vol. 27, № 6. P. 755–775. DOI: 10.1177/014920630102700609

31. Alvarez S. A., Barney J. B. Epistemology, opportunities, and entrepreneurship: comments on Venkataraman et al. (2012) and Shane (2012) // Academy of Management Review. 2013. Vol. 38, № 1. P. 154–157. DOI: 10.5465/amr.2012.0069

32. Gaglio C. M., Katz J. A. The psychological basis of opportunity identification: entrepreneurial alertness // Small Business Economics. 2001. Vol. 16, № 2. P. 95–111. DOI: 10.1023/A:1011132102464

33. Shane S., Venkataraman S. The promise of entrepreneurship as a field of research // Academy of Management Review. 2000. Vol. 25, № 1. P. 217–226. DOI: 10.5465/amr.2000.2791611

34. Stevenson H. H., Jarillo J. C. A paradigm of entrepreneurship: entrepreneurial management // Strategic Management Journal. 1990. Vol. 11. P. 17–27. Available from: https://www.immagic.com/eLibrary/ARCHIVES/GENERAL/JOURNALS/unreadable_Journal%20Strategic%20Management%202486667.pdf (date of access: 05.03.2022).

35. Brown T. E., Davidsson P., Wiklund J. An Operationalization of Stevenson’s Conceptualization of Entrepreneurship as Opportunity-Based Firm Behavior // Strategic Management Journal. 2001. Vol. 22, № 10. P. 953–968. DOI: 10.1002/smj.190

36. DeTienne D. R., Chandler G. N. Opportunity Identification and Its Role in the Entrepreneurial Classroom: A Pedagogical Approach and Empirical Test // Academy of Management Learning & Education. 2004. Vol. 3, № 3. P. 242–257. DOI: 10.5465/AMLE.2004.14242103

37. Gundry L. K., Ofstein L. F., Kickul J. R. Seeing around corners: how creativity skills in entrepreneurship education influence innovation in business // The International Journal of Management Education. 2014. Vol. 12, № 3. P. 529–538. DOI: 10.1016/j.ijme.2014.03.002

38. Bulgacov Y. L. M., Cunha S. K. da, Camargo D. de, Meza M. L., Bulgacov, S. Young entrepreneurs in Brazil: the search of room for achievement or an escape from exclusion? // Brazilian Journal of Public Administration. 2011. Vol. 45, № 3. P. 695–720. DOI: 10.1590/S0034-76122011000300007

39. Polbitsyn S. N. The role of universities in the development of public sector innovations // Innovation Journal. 2021. Vol. 26, № 1. P. 1–19. Available from: https://www.innovation.cc/scholarly-style/2021_26_1_3_polbitsyn_role-universities.pdf (date of access: 05.03.2022).

40. Greve A., Salaff J. W. Social networks and entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2003. Vol. 28, № 1. P. 1–22. DOI: 10.1111/1540-8520.00029

41. Frese M. The psychological actions and entrepreneurial success: an action theory approach // In: Baum J. R. Frese M., Baron R. (eds.). The Psychology of Entrepreneurship. The Original Frontiers Series, The Original Frontiers Series. Psychology Press. The Original Frontiers Series. Road Hove: Psychology Press, 2007. 432 p. DOI: 10.4324/9781315750989


Рецензия

Для цитирования:


Яшин А.A., Клюев A.K., Багирова A.П., Виллиамс Д. Исследование программ предпринимательского образования в России: ожидания стейкхолдеров и практика университетов. Образование и наука. 2022;24(9):92-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-92-117

For citation:


Iashin А.A., Klyuev A.K., Bagirova A.P., Williams D. Entrepreneurship education programmes research in Russia: Stakeholder expectations and university practice. The Education and science journal. 2022;24(9):92-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-92-117

Просмотров: 334


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)