Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-143-173

Аннотация

Введение. В условиях возникающих социокультурных угроз и рисков образовательной среды актуальным становятся формирование и развитие жизнестойкости педагога как одного из участников образовательных отношений. Приобретают особую актуальность изучение профессиональной жизнестойкости в системе психологической безопасности педагога и обоснование средств ее поддержки.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей жизнестойкости и психологической безопасности педагогов в образовательной среде школы.
Методология и методики исследования. В качестве предметно-научных ориентиров выступили положения о социальной среде как источнике развития, положения ресурсного и риск-ресурсного подходов в психологии, теоретические и эмпирические подходы к психологической безопасности образовательной среды. Применялись психодиагностические методики: «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баева), - «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, русскоязычная адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-5) (Well-Being Index, ВОЗ). Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax), корреляционного и регрессионного анализа.
Результаты и научная новизна. Проведенное исследование позволило определить четыре фактора субъективно значимых психологических угроз для педагога в образовательной среде (общественного характера, интенсивности труда, межличностных отношений, цифровизации образования). Выявлены прямые взаимосвязи удовлетворенности педагога значимыми характеристиками образовательной среды, ее референтной значимостью, психологической защищенностью с самочувствием и жизнестойкостью; обратные взаимосвязи между угрозами общественного характера и самочувствием педагога, жизнестойкостью, психологической безопасностью и референтной значимостью. Установлено, что основными предикторами жизнестойкости педагога в образовательной среде оказались ее референтность и субъективно значимые для педагога угрозы общественного характера.
Практическая значимость. Выявленные факторы угроз, психологические предикторы жизнестойкости позволяют наметить подходы к разработке и реализации психолого-педагогических программ поддержки жизнестойкости педагога, а также к внедрению в программы подготовки учителя методик обучения навыкам межличностного общения, управления стрессом и профилактики выгорания, способствующих их жизнестойкости.

Об авторах

Е. А. Шмелева
Ивановский государственный университет; Российский государственный социальный университет; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия

Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор факультета физической культуры; профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций

Scopus Author ID 56375922700

ResearcherID H-7821-2016 

Шуя

Москва 

Иваново



П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии; главный научный сотрудник

Scopus Author ID 56348736600

ResearcherID E-4701-2016 

Москва



Н. И. Кольчугина
Университет непрерывного образования и инноваций
Россия

Кольчугина Наталья Ивановна – доцент кафедры управления общим и средним профессиональным образованием

Иваново



Ч. К. Фан
Ханойский столичный университет
Вьетнам

Фан Чунг Киен – кандидат педагогических наук, старший преподаватель факультета профессионального образования факультета социальных и гуманитарных наук

Ханой



Список литературы

1. Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 86–99. DOI: 10.11621/pir.2015.0108

2. Janik M., Rothmann S. Engagement of secondary school teachers in Namibia: Relational context effects // Journal of Psychology in Africa. 2016. № 26 (4). P. 316–325. DOI: 10.1080/14330237.2016.1208921

3. Смык Ю. В., Качимская А. Ю. Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 1. С. 42–58. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.03

4. Kulikova T. I., Maliy D. V. Professional and personal qualities of the teacher in the context of the psychological safety of educational environment // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (4). P. 715–722. DOI: 10.13187/ejced.2017.4.715

5. Shahid S., Din M. Fostering Psychological Safety in Teachers: The Role of School Leadership, Team Effectiveness & Organizational Culture // International Journal of Educational Leadership and Management. 2021. № 9 (2). P. 122–149. DOI: 10.17583/ijelm.2021.6317

6. Johnson S., Cooper C., Cartwright S., Donald I., Taylor P., Millet C. The experience of work related stress across occupations // Journal of Managerial Psychology. 2005. № 20 (2). P. 178–187.

7. Smith A., Brice C., Collins A., Matthews V., McNamara R. The scale of Occupational Stress: A Further Analysis of the Impact of Demographic Factors and Type of Job. Contract Research Report No. 311/200. London: HSE Books, 2000. 61 p.

8. Freudenberger H. J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. № 30 (1). P. 159–165. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x

9. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout // Annual review of psychology. 2001. № 52. P. 397–422.

10. Bakker A. B., Schaufeli W. B., Sixma H. J., Bosveld W. Burnout contagion among general practitioners // Journal of Social and Clinical Psychology. 2002. № 20 (1). P. 82–98. DOI: 10.1521/jscp.20.1.82.22251

11. Maslach C., Jackson S. E. The Measurement of Experienced Burnout // Journal of Occupational Behaviour. 1981. № 2 (2). P. 99–113.

12. Maslach C., Jackson S. E. Maslach burnout inventory manual (2nd ed.). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986. P. 191–218.

13. Byrne B. M. Burnout: Investigating the Impact of Background Variables for Elementary, Intermediate, Secondary, and University Educators // Teaching and Teacher Education. 1991. № 7 (2). P. 97–209.

14. Abel M. H., Sewell J. Stress and burnout in rural and urban secondary school teachers // The Journal of Educational Research. 1999. № 92 (5). P. 287–289.

15. Byrne B. M. The Maslach Burnout Inventory: Testing for Factorial Validity and Invariance across Elementary, Intermediate and Secondary Teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1993. № 66. P. 197–212.

16. Skaalvik E. M., Skaalvik S. Does school context matter? Relations with teacher burnout and job satisfaction // Teaching and Teacher Education. 2009. № 25 (3). P. 518–24.

17. Shackleton N., Bonell C., Jamal F., Allen E., Mathiot A., Elbourne D., Viner R.M. Teacher Burnout and Contextual and Compositional Elements of School Environment // The Journal of school health. 2019. № 89 (12). P. 977–993. DOI:10.1111/josh.12839

18. Gallant A., Riley P. Early career teacher attrition: new thoughts on an intractable problem // Teacher Development. 2014. № 18. P. 562–580. DOI: 10.1080/13664530.2014.945129

19. Kelly N., Sim C., Ireland M. Slipping through the cracks: teachers who miss out on early career support // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2018. № 46. P. 292–316. DOI: 10.1080/1359866X.2018.1441366

20. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 18–30. DOI 10.33910/1992-6464-2020-197-18-30

21. Леонтьев Д. А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

22. Maddi S. R. The Story of Hardiness: Twenty Years of Theorizing, Research, and Practice // Consulting Psychology Journal. 2002. № 54 (3). P. 173–185.

23. Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // Journal of Positive Psychology. 2006. № 1 (3). P. 160–168.

24. Li M., Yang Y. A cross-cultural study on a resilience-stress path model for college students // Journal of Counseling & Development. 2016. № 94. P. 319–332. DOI: 10.1002/jcad.12088

25. Mansfield C. F., Beltman S., Broadley T., Weatherby-Fell N. Building resilience in teacher education: an evidenced informed framework // Teaching and Teacher Education. Teaching and Teacher Education. 2016. № 54. P. 77–87. DOIoi: 10.1016/j.tate.2015.1 1.016

26. Brunetti G. J. Resilience under fire: perspectives on the work of experienced, inner city high school teachers in the United States // Teaching and Teacher Education. 2006. № 22. P. 812–825. DOI: 10.1016/j.tate.2006.0 4.027

27. Doney P. A. Fostering resilience: a necessary skill for teacher retention // Journal of Science Teacher Education. 2013. № 24. P. 645–664. DOI: 10.1007/s10972-012-9324-x

28. Richards K. A. R., Levesque-Bristol C., Templin T. J., Graber K. C. The impact of resilience on role stressors and burnout in elementary and secondary teachers // Social Psychology of Education. 2016. № 19. P. 511–536.

29. Wang Y. Building Teachers’ Resilience: Practical Applications for Teacher Education of China, Frontiers in Psychology // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. P. 738606. doi: 10.3389/fpsyg.2021.738606. PMID: 34456836.

30. Masten A. S., Best K., Garmezy N. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity // Development and Psychopathology. 1990. № 2. P. 425–444.

31. Gu Q., Li Q. Sustaining resilience in times of change: Stories from Chinese teachers // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2013. № 41 (3). P. 288–303. DOI: 10.1080/1359866X.2013.809056

32. Beltman S. Teacher professional resilience: Thriving not just surviving. In N. Weatherby-Fell (Ed.), Learning to teach in the secondary school. Melbourne: Cambridge University Press. 2015. P. 20–38.

33. Beltman S. Understanding and Examining Teacher Resilience from Multiple Perspectives. In: Mansfield, C.F. (eds) Cultivating Teacher Resilience. Springer, Singapore. 2021. P. 11–28. DOI: 10.1007/978-981-15-5963-1_2

34. Holt P., Fine M.J., Tollefson N. Mediating stress: Survival of the hardy // Psychology in the Schools. 1987. № 24 (1). P. 51–58. DOI: 10.1002/1520-6807(198701)24:13.0.CO;2-8

35. Pierce C. M. B., Molloy G.N. Psychological and biographical differences between secondary school teachers experiencing high and low levels of burnout // British Journal of Educational Psychology. 1990. № 60 (1). P. 37–51. DOI: 10.1111/j.2044-8279.1990.tb00920.x

36. Corso-de-Zúñiga S., Moreno-Jiménez B., Garrosa E. et al. Personal resources and personal vulnerability factors at work: An application of the Job Demands-Resources model among teachers at private schools in Peru // Current Psychology. 2020. № 39. P. 325–336. DOI: 10.1007/s12144-017-9766-6

37. Zhang L.-F. Hardiness and the Big Five personality traits among Chinese university students // Learning and Individual Differences. 2011. № 21 (1). P. 109–113. DOI: 10.1016/j.lindif.2010.05.006

38. Kobasa S. C. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. № 37 (1). P. 1–11. DOI: 10.1037/0022-3514.37.1.1

39. Bernard L. C., Hutchison S., Lavin A. Ego-strength, hardiness, self-esteem, self-efficacy, optimism, and maladjustment: Health-related personality constructs and the “Big Five” model of personality // Assessment. 1996. № 3 (2). P. 115–131.

40. Alexander D. A., Klein S. Ambulance personnel and critical incidents: Impact of accident and emergency work on mental health and emotional well-being // British Journal of Psychiatry. 2001. № 178. P. 76–81. DOI: 10.1192/bjp.178.1.76

41. Murray R. A. Interpersonal guilt and self-defeating behavior of foster youth. Dissertation Abstracts International (Section B) // The Sciences and Engineering. 2005. № 65 (10В). P. 5415.

42. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. Социальная философия и социология. 2016. Т. 11, № 4 (158). С. 82–91.

43. Володина Т. В. Взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 259.

44. Торкаченко Ю. В. Жизнестойкость учителя как внутриличностный ресурс профессионального развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 201. С. 178–186. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-201-178-186

45. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Толстов С. Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46–55.

46. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. 271 с.

47. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. 271 с.

48. Краснов В. Н. Депрессия как социальная и клиническая проблема современной медицины // Российский психиатрический журнал. 2011. № 6. С. 8–10.

49. Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И. Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3, № 2. С. 136–150.

50. Хуснутдинова М. Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 38–48. DOI: 10.17759/pse.201722040

51. Zeer E. F., Yugova E. A., Karpova N. P., Trubetskaya O. V. Psychological predictors of human hardiness formation // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). P. 7035–7044.

52. Edmondson A. C., Higgins M., Singer S., Weiner J. Understanding Psychological Safety in Health Care and Education Organizations: A Comparative Perspective // Research in Human Development. 2016. № 13 (1). P. 65–83. DOI: 10.1080/15427609.2016.1141280

53. Chan D. W. Hardiness and its role in the stress-burnout relationship among prospective Chinese teachers in Hong Kong // Teaching and Teacher Education. 2003. № 19 (4). P. 381–395. DOI: 10.1016/S0742-051X(03)00023-4

54. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 90–121. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-90-121

55. Кисляков П. А., Меерсон А. Л. С., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 9. С. 142–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-9-142-168


Рецензия

Для цитирования:


Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде. Образование и наука. 2022;24(9):143-173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-143-173

For citation:


Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Kolchugina N.I., Phan T.K. Hardiness and psychological safety of a teacher in an educational environment. The Education and science journal. 2022;24(9):143-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-143-173

Просмотров: 877


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)