ИГРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, КУЛЬТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-139-153
Аннотация
В статье показаны различные представления о феномене игры. На основе ретроспективного анализа представлены точки зрения философов, деятелей культуры и педагогов разных эпох, продемонстрирована связь появления игр и их эволюции с изменением мифологии, религиозных и светских традиций, обычаев и обрядов. Описаны взгляды периода античности: Платон, Аристотель, Гераклит и др. рассматривали игру с политической, культурологической и социальной точек зрения и высоко ценили ее воспитательное, этическое и эстетическое значение. Уделяется внимание критической и противоречивой позиции церкви в отношении игр в период Средневековья. Обобщаются суждения педагогов и мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения, раскрывших универсальный характер игры, ее многостороннее влияние на становление личности обучающихся.
Философские, культурологические и педагогические концепции игры, возникшие в разные периоды развития цивилизации, свидетельствуют о том, что она может служить в образовательном процессе своеобразным творческим корреспондентом, мощным каналом приобщения к знаниям, практическому опыту, труду, мыслительной деятельности. Игра представляет собой условную модель окружающего мира. Но, чтобы эта модель действительно работала на благо и в полную силу, преподаватель должен обладать компетентностью в области игрового моделирования, быть мотивационно готов к совершенствованию владения игровыми технологиями, иметь навыки игрового взаимодействия, режиссирования и организации игровой среды. Тогда, как считает автор, игра превратится в один из ведущих факторов формирования индивидуальности, станет незаменимым инструментом гармоничного развития учащихся разного возраста.
Об авторе
Т. В. НадолинскаяРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и теории музыки
Список литературы
1. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1 / ред. В. Ф. Асмус. М., 1976; Т. 2 / ред. З. Н. Микеладзе. М., 1978.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990.
3. Демков М. В. История западно-европейской педагогики. М., 1912.
4. Кидд Б. Социальная революция: пер. с англ. СПб., 1897.
5. Колоцца Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение: пер. с итал. / под ред. Н. Д. Виноградова и А. Громбах. М., 1911.
6. Кратохвил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского: кн. для учителя: пер. с чеш. М., 1991.
7. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
8. Локк Д. Мысли о воспитании / пер. с англ. П. Вейнберга. СПб., 1890.
9. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / ред. М. А. Дынника. М., 1955. С. 30–46.
10. Надолинская Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в начальной школе: моногр. Ростов н/Д, 2006.
11. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева. М., 1994; Т. 4 / общ. ред. А. Ф. Лосева. М., 1994.
12. Рабле и Монтень. Мысли о воспитании и обучении: избранные места из «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Опытов «Монтеня» / пер. с франц. В. Смирнова. М., 1896.
13. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлениях древних греков // Искусство слова: сб. статей / отв. ред. К. В. Пигарев. М., 1973. С. 306–314.
14. Харузина В. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни // Этнографическое общество. 1911. I. Кн. LXXXVIII.
Рецензия
Для цитирования:
Надолинская Т.В. ИГРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, КУЛЬТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ. Образование и наука. 2013;(7):139-153. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-139-153
For citation:
Nadolinskaya T.V. THE PLAY IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF PHILOSOPHY, CULTURE AND PEDAGOGY. The Education and science journal. 2013;(7):139-153. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-139-153