СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА ТРУДА»


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-33-47

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируются новое для отечественного человекознания понятие «человек труда», появившееся в связи с возникновением на Урале общественно-политического движения  «В защиту человека труда». Рассмотрено и конкретизировано смысловое наполнение составляющих данного понятия – «труд» и «человек»; описаны процесс и проблемы становления человека труда в современном мире.

Автор обращает внимание на существование асимметрии социально-экономической и профессионально-образовательной инфраструктуры общества, на имеющееся противоречие между потребностями рынка труда в работниках технико-технологического профиля и сложившейся образовательно-квалификационной структурой профессиональной школы.

Негативным фактором, мешающим становлению человека труда, является дезорганизация существующей системы трудового воспитания и технологической подготовки в общеобразовательной школе. Показаны и трансактные издержки в системе профессионального образования, которые отрицательно сказываются на формировании рабочих кадров для индустриально-технологических видов труда.

Критикуется также система профориентации, которая не отвечает требованиям современной экономики и опирается в основном на опыт прошлых лет, что искажает представления молодежи о своем профессиональном будущем и усложняет эффективное развитие кадрового потенциала государства в целом и отдельных регионов в частности.

Преодоление существующих препятствий становления человека труда требует кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессиональной подготовки, обновления системы профориентации. Важным условием успешности этих процессов является кадровое обеспечение непрерывного образования человека труда.


Об авторе

Э. Ф. Зеер
Российская академия образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия

член-корреспондент, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития



Список литературы

1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

2. Роль и место труда в современном обществе / сост. В. А. Чупина // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 2. С. 12–17.

3. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

4. Ткаченко Е. В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 10–12.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зеер Э.Ф. СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА ТРУДА». Образование и наука. 2013;(8):33-47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-33-47

For citation: Zeyer Y.F. SOCIO-EDUCATIONAL ASPECTS OF THE WORKING MAN FORMATION.. The Education and science journal. 2013;(8):33-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-33-47

Просмотров: 546

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)