Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-12-34

Полный текст:

Аннотация

Введение. Социальное воспитание оформилось в отрасль педагогического знания – педагогику социального воспитания, а его категориально-терминологический аппарат остается несформированным и несовершенным. Это приводит к произвольности описания социально-воспитательных явлений в теории и практики социального воспитания; потере категориальности и смысла терминов, к их неполноте и лишению теории социального воспитания основательности и др.

Цель статьи – теоретическое обоснование и описание категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания на основе разработанной классификации категорий, выступающей средством систематизации научных знаний.

Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступили категориальный, системный и целостный подходы. В качестве методов исследования применялись теоретические методы: категориальный анализ и синтез, методы классификации, систематизации и обобщения, категориальные методы триадичной дешифровки категорий и перестановок.

Результаты. В исследовании описана разработанная автором двухуровневая классификация категорий. Категории первого порядка выделяются на основе назначения, включают в свой состав: базовую категорию, системные и процессные категории. Категории второго порядка выделены на основе использования механизмов образования категорий, содержат в своем составе: ключевую категорию, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории. Описана категориальная система социального воспитания. Категориальная система социального воспитания понимается как специально разработанная форма организации научного знания, позволяющая целостно представлять объекты социального воспитания посредством заданных осмысленных отношений между категориями в совокупности их взаимодействия.

Научная новизна проведенного исследования состоит в формировании категориальной системы социального воспитания посредством категориально-терминологического аппарата, который обеспечивает терминологическое единство теории и практики, дополняя и конкретизируя их и обеспечивая системность и целостность. Разработанная категориальная система социального воспитания не меняет, а дополняет конкретно-научный уровень методологии педагогики; за счет обеспечения полноты категориального аппарата комплекс методов, примененных в анализе категорий социального воспитания, обогащает технологический уровень методологии педагогики, новыми методами триадичной дешифровки категорий и перестановок. Формируется новый уровень развития профессионализации на основе научно обоснованного наполнения категориальной системой социального воспитания.

Практическая значимость проведенного исследования прослеживается в том, что категориальная система социального воспитания может использоваться при разработке основных образовательных программ психолого-педагогического направления, учебных курсов, методических материалов, в части формирования профессиональных компетенций студентов; при осуществлении научных исследований в области социальной педагогики и социального воспитания; при разработке словарно-энциклопедической литературы по социальной педагогики и социальному воспитанию. Целостное развитие категориальной системы будет способствовать обогащению терминологии социального воспитания и эффективности профессиональной коммуникации.

Об авторе

З. А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Аксютина Зульфия Абдулловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Омск



Список литературы

1. Галагузова М. А., Штинова Г. Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография [Электрон. ресурс]. Москва: ИНФРА-М, 2019. 137 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36847842_31781442.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

2. Сериков В. В. Категория системности в дидактике: к развитию идей Л. Я. Зориной // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (62). С. 16–24. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10026

3. Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др . Систематизация педагогического знания: методология исследования терминологии: монография (под общ. ред. О. Б. Даутовой) [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Буквально, 2018. 215 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009970167 (дата обращения: 07.11.2021).

4. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электрон. ресурс]. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 69 с. Режим доступа: http://robert-school.ru/iio/pages/fonds/dict/Dictionary.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

5. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь [Электрон. ресурс]. Москва: Академия, 2008. 343 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004171667 (дата обращения: 13.11.2021).

6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электрон. ресурс]. Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669435379&tld=ru&lang=ru&name=azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf&text=6 (дата обращения: 13.11.2021).

7. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике [Электрон. ресурс]. Минск: «Современное слово», 2001. 925 с. Режим доступа: https://spblib.ru/en/catalog/-/books/11238642-sovremennyy-slovar-po-pedagogike (дата обращения: 24.11.2021).

8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. 135 с Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669435928&tld=ru&lang=ru&name=Voronin_v.pdf&text=8 (дата обращения: 13.11.2021).

9. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [Электрон. ресурс]. Москва: Высшая школа, 2004. 512 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20153663 (дата обращения: 13.11.2021).

10. Полонский В. М. Зачем нужен словарь? [Электрон. ресурс] // Наука и школа. 2019. № 1. С. 214–226. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37263488_88072640.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

11. Бельков С. А., Гольдштейн С. Л., Ткаченко Т. Я. Гипертекстовый тезаурус системных знаний [Электрон. ресурс] // НТИ. № 3. 1996. С. 1–10. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25085214_46357552.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

12. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории [Электрон. ресурс] // Вестник ВятГУ. 2010. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 13.11.2021).

13. Гартлив А. В. К вопросу о понятии «воспитывающего обучения» [Электрон. ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4 (32). С. 387–392. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-vospityvayuschego-obucheniya (дата обращения: 15.11.2021).

14. Краевский В. В. Язык педагогики в контексте современного научного знания [Электрон. ресурс] // Матер. всерос. методолог. конф.-семинара / гл. ред. В. В. Краевский. Волгоград; Краснодар; Москва, 2008. С. 38–47. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20066618 (дата обращения: 13.11.2021).

15. Орлов А. А. Специфика современного педагогического знания [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2013. № 8. С. 3–14. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20879324 (дата обращения: 13.11.2021).

16. Вейдт В. П. Проблемы современной педагогической терминологии [Электрон. ресурс] // Калининградский вестник образования. 2020. № 4 (8). С. 4–14. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44435156_73978555.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

17. Савотина Н. А. Воспитательные технологии в современном образовании: проблемы развития понятийного аппарата и подходов к его унификации [Электрон. ресурс] // СОТИС – социальные технологии, исследования. 2015. № 4 (72). С. 93–98. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24248141 (дата обращения: 16.11.2021).

18. Altenthan S., Betscher-Ott S., Gotthardt W. et al. Pädagogik. Bildungsverlag Eins GmbH, Köln. 2016. 504 р. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669436333&tld=ru&lang=de&name=978-3-427-05030-8_06.pdf&text=Altenthan%20S.%2C%20Betsche (date of access: 13.11.2021).

19. Sobe N. W., Kovalczyk J. A. Exploding the Cube: Revisiting «Context» in the field of Comparative Education in Comparative and International Education: The Making of a Field and a Vision for the Future // Current Issues in Comparative Education. 2013. Vol. 16 (1). 2013. P. 80–98. Available from: https://www.researchgate.net/publication/264001877_Exploding_the_Cube_Revisioning_Context_in_the_Field_of_Comparative_Education (date of access: 13.11.2021).

20. Larsen M. A. New Editorial Introduction // New Thinking in Comparative Education. Honoring Robert Cowen. Rotterdam: Sense Publishers, 2010. P. 1–14. DOI: 10.1163/9789460913051

21. Creswell J. W. Research design: Qualitative, quantitative and mixed methods approaches. (2nd ed.) Thousand Oaks: Sage, 2003. 342 p. Available from: https://www.ucg.ac.me/skladiste/blog_609332/objava_105202/fajlovi/Creswell.pdf (date of access: 13.11.2021).

22. Bray M., Adamson B., Mason M. Comparative Education Research Approaches and methods. // Pacific Affairs. 2007. 80 (4). P. 660–661. DOI:10.2307/40377441

23. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. № 4. P. 1–34. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669434837&tld=ru&name=BlumMEVE.pdf&text=Blum (date of access: 13.11.2021).

24. Gordon M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. 1964. 287 р. Available from: https://archive.org/details/assimilationinam0000gord (date of access: 13.11.2021).

25. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Á., Burke K.M. & Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. № 23. P. 1277–1295. DOI: 10.1080/13603116.2018.1445304

26. Florian L. On the necessary co-existence of special and inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2019. № 23. P. 691–704. DOI: 10.1080/13603116.2019.1622801

27. Kemple K. M. Let’s be friends. Peer competence and social inclusion in early childhood programs. New York: Teacher College Press, 2004. 180 р. Available from: https://archive.org/details/letsbefriendspee0000kemp (date of access: 13.11.2021).

28. Molbaek M. Inclusive teaching strategies – dimensions and agendas // International Journal of Inclusive Education. 2018. № 22. P. 1048–1061. DOI: 10.1080/13603116.2017.1414578

29. Reindal S. M. Discussing inclusive education: an inquiry into different interpretations and a search for ethical aspects of inclusion using the capabilities approach // European Journal of Special Needs Education. 2016. № 31. P. 1–12. DOI: 10.1080/08856257.2015.1087123

30. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Диссертация по педагогике: проблема науки и нравственности [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2014. № 4. С. 80–81. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22830073 (дата обращения: 13.11.2021).

31. Закирова А. Ф. Понятийная база современной педагогики [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2001. № 7. С. 7–12. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33844493&selid=20227866 (дата обращения: 13.11.2021).

32. Закирова А. Ф., Жеглова О. А. Методы формирования педагогических понятий в профессиональной подготовке учителя [Электрон. ресурс] // Специфика педагогического образования в России. 2015. № 1. С. 40–41. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25594813_18968636.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

33. Полонский В. М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики [Электрон. ресурс] // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Екатеринбург [б.и.], 2019. С. 94–103. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42879583_24567544.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

34. Сериков В. В. Поиск педагогического знания: к преодолению методологического кризиса в педагогике [Электрон. ресурс] // Грани познания. 2015. № 7 (41). С. 9–18. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25413230_54241616.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

35. Худяков В. Н., Костенок П. И. К проблеме терминологической работы над понятиями [Электрон. ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). С. 125–128. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18801857_86498849.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

36. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию [Электрон. ресурс]. Москва: Прогресс, 1990. 414 с. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669433701&tld=ru&lang=ru&name=mamardashvili_kak_ya_ponimayu_filosofiyu_1992__ocr.pdf&text=36 (дата обращения: 21.11.2021).

37. Полонский В. М. Внимание: терминология! [Электрон. ресурс] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4 (24). С. 44–51. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17891787_56264474.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

38. Жеглова О. А. Развитие гуманитарной культуры в процессе формирования научных понятий у студентов педагогических специальностей // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2. № 1. С. 253–269. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-253-269

39. Попов М. Х., Ширялкин А. Ф. К вопросу качества систематизированной технической терминологии [Электрон. ресурс] // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2014. № 3 (67). С. 67–73. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22296383_99790933.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

40. Гузеев М. С. К вопросу экспликации педагогических понятий: человек-индивид-личность [Электрон. ресурс] // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 45–48. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43858930_81807687.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

41. Аксютина З. А. Методолого-теоретический анализ понятия «социальное воспитание» [Электрон. ресурс] // Вестник Омского университета. 2014. № 2(72). С. 146–151. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21594954_36302316.pdf (дата обращения: 08.12.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Аксютина З.А. Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания. Образование и наука. 2023;25(3):12-34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-12-34

For citation:


Aksyutina Z.A. Category-terminological apparatus of modern social upbringing. The Education and science journal. 2023;25(3):12-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-12-34

Просмотров: 354


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)